Успех делового общения
Всегда ли общение протекает гладко и удачно? В процессе общения мы сталкиваемся с различными преградами, которые связаны с непониманием собеседника. Преграды возникают за счет смысловых барьеров, неодинакового прочтения невербальных символов разными людьми, отсутствия внимания и интереса со стороны партнера по общению, а также в силу плохой обратной связи, которая не позволяет определить, действительно ли ваше сообщение истолковано правильно.
Успешность делового общения при трудоустройстве во многом зависит от умения слушать собеседника. Слушая, люди, к сожалению, часто не слышат друг друга. Древнегреческий писатель и историк Плутарх (ок. 45 —127) отмечал, что нужно научиться слушать и тогда можно извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо. При кажущейся простоте (многие думают «слушай знай помалкивай») слушание — это сложный процесс, требующий навыков культуры общения.
Специалисты выделяют неэффективное и эффективное слушание.
Неэффективное слушание не обеспечивает правильного понимания слов, чувств собеседника, понимания обсуждаемой проблемы, а также оно не способствует установлению доверительных отношений между партнерами по общению.
Эффективное слушание способствует пониманию обсуждаемой проблемы и приводит к ее решению. Выделяют два вида эффективного слушания: нерефлексивное и рефлексивное.
Нерефлексивное слушание — это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями и комментариями. Внимательное молчание подразумевает слушание с использованием невербальных средств кивков, мимических реакций и контакта глаз. Помимо этого используются и речевые приемы: «Угу», «Да-да», «Да — я согласен», «Да — я понимаю» и т.п. Слушание этого вида полезна тогда, когда ваш собеседник проявляет какие-то чувства (например, гнев), хочет обсудить волнующий его вопрос или желает высказать свою точку зрения. Многие специалисты кадровых служб во время проведения собеседования с претендентом па вакантное место используют нерефлексивное слушание, чтобы собеседник мог полностью рассказать о себе.
Рефлексивное слушание — это процесс расшифровки смысла сообщений, установления активной обратной связи с говорящим. Оно позволяет устранить преграды, искажения в процессе общения и помогает понять смысл и содержание высказываний собеседника.
В психологии выделяют приемы рефлексивного слушания: выяснение, отражение чувств, перефразирование, резюмирование.
Выяснение. Представляет собой прямое обращение к говорящему за уточнениями при помощи фраз: «Я не понял», «Пожалуйста, уточните это» и т.п., — способствующих лучшему пониманию. Не стесняйтесь использовать данный прием в процессе собеседования или телефонных переговоров.
Отражение чувств. Особое внимание обращается на отражение слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: «Вы немного расстроены», «Очевидно, вы чувствуете.» и т.н. Отражая чувства собеседника, мы покалывает ему, что понимаем его состояние. Данный прием предполагает использование механизма восприятия эмпатии.
Перефразирование. То есть собственная формулировка сообщения говорящего для проверки точности понимания. При этом используются фразы: «Если я пас правильно понял.», «Другими словами, вы считаете.», «По вашему мнению.» и т.п. Перефразирование показывает говорящему, что его слушают и понимают. В случае неправильного понимания, данный прием помогает вовремя исправить непонимание. Для проверки точности сообщения, которое вы получаете от работодателя или работодатель получает от вас, используется данный прием.
Резюмирование. То есть подытоживание основных идей, чувств говорящего. Этот прием уместен при длительных беседах, при завершении разговора. Используют фразы: «Итак, вы считаете, что.», «Если подвести итог сказанному, то.» и т.п. Резюмирование может быть в конце собеседования или телефонных переговоров.
Всегда необходимо помнить об ошибках, которые подстерегают пас па пути слушания, и избегать их.
Нельзя:
• перебивать собеседника;
• заострять внимание на разговорных особенностях партнера по общению; • делать поспешные выводы и тем самым возводить преграды общения; « поспешно возражать, не дослушав собеседника до конца.
Помните, бестактный человек является главным источником конфликта!
В психологии существует множество приемов повышения эффективности общения. Их принято называть техниками общения. Рассмотрим те из них, которые помогут создать положительный фон в процессе собеседования.
Прием имя собственное основан па частом произнесении вслух имени-отчества партнера но общению. Этот прием вызывает положительные эмоции; снимает сопротивление с собеседника; демонстрирует расположение работника к клиенту или партнеру. Специалисты рекомендуют во время собеседования к своему визави обращаться по имени-отчеству.
Прием золотые слова, или искусство подачи комплиментов, что позволяет настраивать собеседника на сотрудничество; вызывать положительные эмоции; создавать атмосферу доверия и взаимоуважения. Например, стоит не заискивая, сделать комплимент организации.
Прием зеркало отношений предполагает улыбку, доброжелательное выражение лица. Это способствует положительному настрою, демонстрирует уважение к партнеру по общению.
Вековой опыт психологии и педагогики говорит о том, что нужно опираться на положительное в человеке, тогда и в ответ ты получишь положительное отношение.
Иными словами, реакция людей адекватна нашим ожиданиям. Лучше, если мы будем видеть добрые намерения, а не подозревать партнеров в злых умыслах. Это поможет смягчить критику полученных нежелательных результатов.
Собираясь на собеседование, проводя телефонные переговоры всегда настраивайте себя на позитив.