Вербальное общение
Коммуникативная сторона общения проявляется во взаимном обмене информацией между собеседниками, передаче и приеме знаний, мнений, чувств. При общении информация не просто передается от одного партнера к другому, а собеседники обмениваются его. Лицо, передающее информацию, называют коммуникатором, а получающее информацию — реципиентом. Обмен информацией между участниками общения осуществляется как на вербальном (речевом), так и на невербальном (неречевом) уровне. Па вербальном уровне в качестве средств передачи информации используется человеческая речь. Нередко можно слышать мнение, что речь скрывает истинное лицо человека, но вместе с тем речь может демонстрировать его, вопреки воли говорящего.
Эффективность общения чаще всего связывают с коммуникативной стороной. Основной целью обмена информацией является выработка единой точки зрения, установление согласия по поводу ситуаций и проблем, при этом важно, чтобы передаваемая информация была правильно попята.
Умение точно выражать свои мысли, умение слушать являются составляющими коммуникативной стороны общения. От того, как вы практически реализуете знания в сфере общения, будет зависеть успех поступления на работу.
На понимание сообщения, которое поступает от коммуникатора к реципиенту влияют: форма и содержание сообщения, зависящие от личностных особенностей говорящего, от его отношения к слушающему, от ситуации, в которой протекает общение. Вот почему к собеседованию и телефонному разговору с работодателем необходимо заранее готовиться, не рассчитывая на спонтанность. Например, разговор с другом будет отличаться от разговора с преподавателем или от разговора с работодателем. Во время обмена информацией, посланное сообщение претерпевает изменение под влиянием качеств личности слушающего и зависимости от его отношения к говорящему, содержанию и ситуации общения. Данный факт также необходимо учитывать при трудоустройстве. Во многих ситуациях общения человек сталкивается о тем, что его слова, побуждения как-то неправильно воспринимаются собеседником, «не доходят», на пути передачи информации возникают какие-то затруднения и препятствия. В этом случае говорят о коммуникативных барьерах, которые подразделяются на барьеры непонимания, барьеры социально-культурного различия, барьеры отношения.
К барьерам непонимания относятся:
• фонетический барьер, который появляется в результате использования непонятного языка, невыразительной речи, речи-скороговорки или речи с большим количеством звуков-паразитов («гм-м», «э-э.»). Не полное понимание возникает из-за невнятной речи, плохой дикции и речи с дефектами. Поэтому, чтобы быть правильно понятым, надо учиться говорить внятно, разборчиво, достаточно громко и избегать скороговорки. Быстрая или медленная речь людьми воспринимается по- разному. Это зависит от возраста, образования, индивидуальных особенностей. Так, пожилые люди хуже поймут быструю речь, п молодые — медленную. Напомним, что к собеседованию и телефонным переговорам необходимо готовиться, проговаривая возможный диалог вслух, избегая звуков- и слов-паразитов («так сказать», «короче» и т.п.);
• семантический барьер, который связан с многозначностью слов любого языка, когда участники общения используют различные значения сло ва, имеющего двойной смысл. Поэтому к собеседованию постарайтесь подготовиться таким образом, чтобы в разговоре отсутствовали слова с двойным смыслом. Использование жаргона (он недопустим при деловом общении) также приводит к возникновению семантического барьера;
• логический барьер, который возникает в тех случаях, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит его манере доказательств. Каждый человек живет и думает по своей логике, поэтому при отсутствии представления о логике партнера по общению «срабатывает» барьер не понимания. Ведь не секрет, что существует «детская», «женская», «мужская» логика. Преодолеть логические барьеры непонимания можно, используя аргументы.
Барьеры социально-культурного различия основаны на социальных, политических, религиозных, профессиональных различиях, которые приводят к интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе общения. Например, известная пословица «Сытый голодного не разумеет» характеризует социальное различие. Иногда препятствием в общения может быть профессия, пол, возраст партнера. Психологи доказали, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего в глазах слушающего. Иначе говоря, чем выше авторитет, тем легче происходит усвоение предлагаемого сообщения. Чтобы избежать непонимания в процессе собеседования, необходимо произвести на сотрудника кадровой службы благоприятное впечатление (вспомните, о чем говорилось выше).
Барьеры отношения связаны с неприязненным отношением к партнеру или с недоверием к говорящему. Данное отношение переносится и на получаемую информацию.
Таким образом, собираясь на собеседование, настройте себя па то, что вы будете беседовать с приятным человеком и что вас с ним объединяет одна цель плодотворно работать в данной организации.