Элитное агентство по подбору персонала 'Изумруд' предлагает индивидуальный подход в поиске сотрудников для эксклюзивного соответствия вакансии и расширенный поиск работы для соискателей.
Наш адрес: Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д.64/Д-523; бизнес-центр "Белый остров"
8 (812) 605-07-85
Заявка на подбор персонала
Наши клиенты:
  • Холдинг «Атлант»
  • ООО «Балтийская бакалея»
  • Внешпромтерминал
  • ООО «Галактика»
  • «Дентал-Палас»
  • «Петроспецмонтаж»
  • «Петроскан»
  • «Paper – Machin Service»
  • Телефонная коммерческая служба 008
  • ООО «Топливные системы» (Карбюраторный завод)
  • Торгово-промышленная группа «Союз»
  • Сервисная служба «Эльдофон»
Наши рекомендации:

Понимание в процессе общения

«Счастье — это когда тебя понимают» — написал в сочинении герой кинофильма «Доживем до понедельника». Вы уже знаете, что в ходе общения, в частности при собеседовании или при телефонных переговорах, человек стремится не просто воспринять собеседника, а познать его, понять логику его поступков и поведения. Познание и понимание людьми себя и других происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия.

Идентификация (от латинского слова, означающего «отождествлять») -это уподобление себя другому. Для того чтобы понять партнера по общению, необходимо себя поставить на его место, поскольку нельзя по-настоящему понять человека, пока не побываешь в его «шкуре». В случае неправильного понимания нас окружающими, мы говорим: «Побывали бы вы на моем месте», иными словами, предлагаем окружающим включить механизм идентификации. Данный механизм позволяет понять ценности, привычки, поведение и нормы другого человека.

Эмпатия (от греческого слова, означающего «сопереживание») — это не рациональное осмысление проблем другого человека, п эмоциональный отклик, сопереживание. Эмпатия основана на умении правильно представлять, что происходит внутри человека, что он переживает, как оценивает события. Установлено, что способность к проявлению эмпатии возрастает с приобретением жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие и испытавшие, лучше понимают человека, попавшего в те или иные жизненные обстоятельства, нежели молодые люди. Высшая форма проявления эмпатии — действенная, характеризующая нравственную сущность человека. Например, можно сопереживать знакомому, который находится п поиске работы, а можно оказать помощь в трудоустройстве. Для того чтобы правильно понять партнера но общению, важно знать его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. В этом случае работает механизм, называемый в психологии рефлексией.

Рефлексия (от латинского слова, означающего «обращение назад») — это способность человека представлять, как оп воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но и знание того, как другой понимает нас: наши умственные способности, индивидуально-личностные особенности и эмоциональные реакции.

При этом наше внимание переносится с партнера по общению па нас самих и происходит как бы своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга. В результате, с учетом рефлексии и взаимного отображения партнеров, в общении участвуют уже не двое, а как бы шесть человек: «"Я", каким я являюсь в действительности»; «"Я", каким я вижу самого себя»; «"Я", каким меня видит партнер по общению». И эти же три позиции можно обнаружить у собеседника.

Понимание другого человека очень важно для успешного общения с ним. Общение становится возможным, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер но общению. Это, в свою очередь, повышает культуру деловых отношений при трудоустройстве как со стороны специалиста кадровой службы, так и соискателя.

Общение как взаимодействие

Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности, при этом действие является основным содержанием общения. Описывая общение, мы чаще всего используем слова, обозначающие действия. Например: «при решении вопроса мы топтались на одном месте» или «он давил па меня, но я не поддался».

В общении мы реагируем на действия партнера, причем в одном случае нам кажется, что партнер нас толкает на что-то, а мы сопротивляемся, в другом — что наши действия едины, мы «заодно» и т.д. За словами стоят действия, причем за одними и теми же словами могут стоять разные действия. Поэтому, общаясь, мы задаем себе вопрос: «Что собеседник делает?», отвечаем на него и свое поведение строим исходя из полученного ответа. Что позволяет нам понять смысл действий партнера?

Одним из возможных способов понимания при общении является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе большое значение имеет статус партнера, причем не постоянный статус, а статус «здесь и сейчас», в момент общения. Важно и то, кто п данном общении ведущий, а кто ведомый. Например, претендент на вакантное место и работодатель.

Позиции в общении рассматриваются в русле трансактного анализа. Данное направление в психологии было разработано в 1950-е годы американским психологом и психиатром Эриком Верном (1902 —1970). Наибольшую популярность и практическое применение получила разработанная им схема, в которой Э.Берн выделяет три способа поведения: Родитель, Ребенок, Взрослый.

Характеристика Родитель Взрослый Ребенок

Характерные слова и выражения

Все знают что.; Ты не должен никогда.; Ты всегда должен.; Я не понимаю, как это допускают. и т.д.

Как? Что? Когда? Где? Почему? Вероятно; возможно

Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!

Интонации Обвиняющие, снисходительные, критические, пресекающие Связанные с реальностью Очень эмоциональные
Состояние Надменное, сверх правильное, очень приличное Внимательность, поиск информации Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное
Выражение лица Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное Открытые глаза, максимум внимания Угнетенность, удивление
Позы Руки в бока, указующий перст, руки сложены на груди Наклон вперед к собеседнику, голова поворачивается за ним Спонтанная подвижность (сжимает кулаки, ходит, дергает пуговицу)

В любой момент каждый человек может быть в состоянии либо Взрослого, либо Родителя, либо Ребенка, и в зависимости от того, из какого состояния ведется разговор, определяются полиции и статус собеседника.

Родитель все знает, все понимает, никогда не сомневается, по всех требует, за все отвечает.

Взрослый трезво, реально анализирует, не поддается эмоциям, логически мыслит.

Ребенок эмоциональный, импульсивный, нелогичный.

Каждый тин состояний важен для человека. Однако при трудоустройстве лучше занимать позицию Взрослого.

Таким образом, в процессе взаимодействия люди реализуют планы, цели и решают деловые проблемы. В ходе взаимодействия изменяется поведение партнеров, вырабатываются общие мнения для достижения необходимого результата.

 

   Назад ←  ●  → Далее