Психология деловых контактов при трудоустройстве
В настоящее время в России для тех, кто ищет работу, формируется новый этикет. Важным элементом этого этикета является грамотная самопрезентация посредством написания личного резюме и собеседования. Если паше резюме неудачно составлено, если вы не владеете культурой общения и не знаете правил этикета, то ваши шансы на получение вакантного места значительно уменьшаются.
Составление резюме
Резюме происходит от французского слова, которое в переводе означает «излагать вкратце». Резюме — это краткая самохарактеристика. Цель резюме состоит в том, чтобы привлечь к себе внимание при заочном знакомстве и произвести на работодателя благоприятное впечатление.
Резюме ото не автобиография и не выписка из трудовой книжки, а ваш профессиональный портрет. Работодателю важно не столько точное название вашей должности, сколько ваши прежние обязанности и результаты работы. Ценность кандидата на вакантное место определяется также его опытом.
При написании резюме помните, что получатель резюме не должен ломать голову, с какой целью вы его прислали. Укажите конкретную цель, например: «Получение должности менеджера по продажам в вашей фирме».
Чем лучше оформлено резюме, тем больше шансов при прочих равных условиях привлечь к себе внимание. Резюме следует отпечатать на компьютере, поскольку оно должно быть удобным для восприятия. Исходите из того, что тот, кто его читает, хотя человек и заинтересованный, но почти всегда занятой.
Если вы имеете несколько профессий, то не торопитесь об этом сообщать в письменном виде. Специалист обычно ценится выше, поэтому работодателю скорее подойдет человек, который серьезно занимается тем делом, для которого требуется претендент на вакантное место. Если же человек говорит, что может и одно, и другое, и третье, то у работодателя может возникнуть опасение, что вы поверхностно относитесь к делу. Иногда даже сведения о дополнительном образовании могут сыграть отрицательную роль. Вату кандидатуру могут отклонить и в том случае, если посчитают, что вы имеете излишнюю (более высокую) квалификацию, чем это требуется для данной должности.
Жестких требований к написанию резюме не существует, однако специалисты, работающие на рынке труда, считают наиболее универсальной следующую структуру резюме.
Заголовок — фамилия, имя, отчество (слово «резюме» в заголовке не пишут).
Основные яичные данные — адрес, телефон, дата и место рождения, семейное положение.
Цель обращения — на какую работу, в какой должности и на каких условиях претендуете, с дальнейшим обоснованием своих претензий.
Опыт работы — даты мест работы, занимаемых должностей, выполняемых функций и профессиональных достижений.
Образование даты, учебные заведения, полученная специальность и присвоенная квалификация; награды, призы, звания.
Дополнительная информация — данные о дополнительных знаниях, навыках, имеющих отношение к данной работе, а также важных фактах биографии и личных качествах:
• владение иностранными языками (степень владения);
• владение навыками работы на компьютере;
• наличие водительских прав и опыт вождения;
• сведения об общественной деятельности, участие в работе конференций, съездов;
• сведения о воинской службе и воинских званиях;
• увлечения на досуге, имеющие отношение к данной работе, и достигну тым успехам;
• указание к готовности к сверхурочной работе, длительным и дальним командировкам, смене места жительства;
• сведения о рекомендациях;
• личные характеристики (например: «трудолюбив», «аккуратен», «энергичен», «лидерские качества» и т.д.).
Дата составления резюме — свежая дата повышает достоверность заинтересованности в данной работе, поскольку старая дата может свидетельствовать о том, что вы давно ищете работу в разных местах.
Основными требованиями, предъявляемыми к написанию резюме, являются:
• краткость — отсутствие лишних слов, сокращений и терминов;
• конкретность — отсутствие неточной или лишней информации, не имеющей отношения к вакансии, например: «Имею пятилетний опыт работы» говорит о вас больше, чем «Имею большой опыт работы»;
• целенаправленность — наложение главных сведений, подтверждающих право претендовать на данную должность;
• честность — отсутствие недостоверной информации.
Специалисты кадровых служб, психологи рекомендуют при написании резюме (см. образец) придерживаться следующих правил.
Резюме? следует начинать с фамилии, имени и отчества, которые набирают крупным шрифтом и размещают по центру страницы. Слова «фамилия», «имя», «отчество» писать не рекомендуется, лучше фамилию подчеркнуть или выделить жирным шрифтом.
Дата рождения обычно указывается полностью. Например, 12 апреля 1972 г. В данном случае возраст указывать не нужно. На семейном положении можно не останавливаться, но если эти сведения представляются необходимыми, достаточно указать холост или женат (замужем/не замужем).
Информация для контакта с вами должна быть краткой: почтовый адрес; телефон с пометкой «рабочий», «домашний», «сотовый» и с указанием кода страны и города; электронная почта; факс и др. Информация о том, в каком качестве претендент желает сотрудничать с работодателем, включает четко сформулированную специальность. При этом необходимо учитывать, что зарубежные компании предпочитают специалистов узкого профиля (универсальность может быть истолкована как признак дилетантизма).
В блоке, где вы обосновываете претензию считаться квалифицированным специалистом, коротко сообщите о соответствующем образовании, навыках, опыте работы, владении оборудованием, знании рынка и т.н.
Сообщать об образовании, начиная со школьной скамьи следует только в крайнем случае (если специализация школы напрямую соотносится с характером искомой работы). То же самое относится к последующему обучению. Перечислять учебные заведения или курсы принято с точным указанием периода обучения (месяц, год поступления и окончания) и полученной квалификации (аттестат, диплом, сертификат). При написании этих сведений придерживайтесь обратной хронологической последовательности или руководствуйтесь принципом значимости. Чем больше времени прошло с момента окончания учебного заведения, тем меньше места должен занимать этот раздел в резюме.
Опыт работы является основным блоком резюме. На него также распространяется правило обратного хронологического порядка. Указывается период поступления и ухода (причин ухода касаться ие надо), наименование организации, название должности, следует также коротко обрисовать круг обязанностей и профессиональные достижения. Отметим, что интерес работодателя, как правило, сосредоточивается на трех—пяти последних местах работы или периоде занятости примерно в течение 10 лет.
При перечислении личных качеств сообщается о таких качествах, как общительность, трудолюбие, пунктуальность, умение работать в команде, увлечения и т.п.
Резюме постарайтесь уместить на одной стороне листа формата А4 (максимальный объем — две страницы). С левой стороны оставляйте поля, чтобы просматривающий резюме мог делать свои пометки.
При написании резюме лучше использовать активные обороты, а не пассивные, например: «Отвечал за.» или «Организовывал.» звучит лучше, чем «Принимал участие в.».
Местоимение «я» писать не рекомендуется, поскольку резюме ваше и согласно логике речь может идти только о пас.
Главное: проверяйте, что написали. Начните с конца страницы. При чтении в обратном порядке вы увидите описки и ошибки в написании слов.
Помните, что при составлении и оформлении резюме важно все — формат, стиль, содержание, даже размер шрифта, которым оно отпечатало.
По резюме будут судить, стоит ли с вами встречаться.
Наряду с резюме следует иметь письменные рекомендации. Их отсутствие иногда может послужить причиной отказа от приема на работу. Рекомендательные письма помогают в том случае, если на одно вакантное? место претендует несколько кандидатов. Рекомендательные письма могут быть не только с прежнего места работы. Фирмы обращают внимание на поручительства влиятельных лип, которые хотя и не были вашими непосредственными руководителями, но сотрудничали с вами и знают вас не понаслышке.
Желательно, чтобы письма выглядели не как стандартные, безликие характеристики, а как рекомендации солидных, компетентных людей. Иногда письмо, подчеркивающее даже один особый талант работника, способно круто изменить его карьеру.
При обращении в агентство по найму рекомендательные письма можно не представлять, потому что в их компетенцию входит самостоятельный сбор информации. Консультанты агентства сами все соберут и покажут потенциальному работодателю. Обычно агентство обращается, как минимум, к трем лицам с места прежней работы: к тем, кто был вашим руководителем, кем вы сами руководили или кому давали поручения.
Если вы ведете поиск работы самостоятельно, не следует указывать телефоны рекомендовавших вас людей в резюме, рассылаемом сразу в несколько мест. Причина проста — на таких людей может обрушиться бесконечное количество звонков. Поэтому не доставляйте неудобства другим людям.
Не стоит приносить рекомендации от друзей, поскольку они лица заинтересованные. Рекомендации, как правило, проверяются и «дружеские характеристики» скорее всего не примут во внимание.
Сотрудники из агентств но найму советуют заранее рассказать им о коллегах с прежнего места работы, которые могут отозваться о вас отрицательно.
Если же увольнение с прежнего места работы связано с конфликтной ситуацией, то лучше всего предусмотрительно «смягчить» свои характеристики, сконцентрироваться на главном.