Культура делового общения при трудоустройстве
Динамичное развитие современного рынка труда, появление новых специальностей, высокая конкуренция среди молодых работников требуют от соискателя помимо его профессиональных качеств также хороших знаний культуры делового общения. Подчас умение произвести благоприятное впечатление на работодателя, вести беседу и телефонные переговоры, составлять резюме и деловые письма может сыграть решающую роль при выборе сотрудника.
Необходимо знать:
• основы психологии деловых контактов при трудоустройстве, как составлять резюме и подготовиться к собеседованию, написать деловое пись мо и избежать типичных ошибок во время телефонных переговоров;
• что такое вербальные (словесные), невербальные (бессловесные) средства общения, какова их роль и значение при трудоустройстве;
• правила установления деловых контактов и их влияние на эффективность взаимодействия и взаимопонимания;
• правила трактовки невербальных средств общения во время собеседова ния;
• техники общения, правила слушания, виды слушания, их роль и зна чение при собеседовании и телефонных переговорах;
• значение норм и правил этикета при приеме на работу;
• требования, предъявляемые к внешнему виду кандидата на вакантное место.
Благодаря учебному пособию вы будете уметь:
• составлять резюме и деловые письма;
• правильно готовиться к собеседованию и телефонным переговорам;
• соблюдать этикетные нормы поведения при приеме на работу;
• использовать свой потенциал, познавая свои возможности, способности и личностные качества;
• применять па практике рекомендации специалистов в области имидже- логии.
«Ищу работу» - такие объявления можно увидеть по многих газетных и журнальных изданиях. Поиском работы занимаются многие: кого-то уволили, кто-то хочет сменить привычную обстановку или мечтает найти более перспективное применение своим способностям. Работу ищут тс, кто учится, и те, кто уже закончил образовательное учреждение. Существуют самые разнообразные способы поиска работы: через государственную службу занятости, непосредственное обращение к работодателю, использование личных связей, использование средств массовой информации и др.
Американский специалист в области человеческих отношений Д.Карнеги отмечал, что самая большая ошибка при поиске работы — не знать, па что ты способен, ведь от этого во многом зависит наше будущее благополучие.
В мире существует огромное количество профессий, они охватывают различные сферы человеческой деятельности, постоянно изменяются вместе с развитием общества, науки и техники. Известный российский психолог Е. А. Климов выделяет п зависимости от особенностей предмета труда пять типов профессий: «человек — знаковая система», «человек — техника», «человек— природа», «человек — художественный образ», «человек—человек».
Рассмотрим каждый тип профессий.
Профессии типа «человек — природа». Ведущим предметом труда в данном типе профессий являются живые организмы, биологические и микробиологические процессы.
Примеры профессий, в которых труд направлен па биологические организмы: озеленитель, цветовод-декоратор, лесовод, садовод, хлебороб, агроном, приемщик продукции растениеводства и др.
Примеры профессий, труд которых направлен на живые организмы: животновод, пчеловод, зоотехник, рыбак, кинолог, инструктор служебного собаководства, ветеринарный врач, животновод-механизатор, селекционер-животновод, приемщик продукции животноводства и др.
Примеры профессий, связанных с работой с микроорганизмами: лаборант-микробиолог, лаборант бактериологического анализа, фармацевт.
Профессии типа «человек — знаковая система». К данному типу относятся профессии, в которых человек работает со знаками и знаковыми системами, условно разделенными на языковые, абстрактно-математические и графические. Специалисты, работающие со знаковыми системами, подготавливают и хранят информацию, анализируют ее и доводят до потребителя, создают теоретические основы совершенствования машин, механизмов, создают электронно-вычислительную технику и разрабатывают направления ео внедрения в научную деятельность, проектирование, производство, здравоохранение и культуру.
С абстрактно-математическими системами работают математики, астрономы, физики, химики, которые создают информацию. Накапливают, анализируют и обрабатывают ее учетчики, бухгалтеры, лаборанты, метрологи.
С графическими системами имеют дело разметчики, чертежники, инженеры-конструкторы, картографы, аэрофотосъемщики, штурманы авиации, технические лаборанты, разработчики программ для ЭВМ и т. п.
Всеобщая знаковая система — язык. В словесной форме информация создается лингвистами, историками, обрабатывается корректорами, размножается наборщиками, операторами наборных автоматов, анализируется библиографами, нотариусами, инженерами-патентоведами; передается пользователям почтальонами, телеграфистами, радиооператорами и т.д.
Профессии типа «человек — художественный образ». Мастера этой сферы создают произведения искусства или привносят в деятельность других людей художественные ценности. Эти специалисты изучают памятники искусства прошедших эпох и явления современной художественной жизни, помогая нашему познанию, оценивая произведения искусства; формируют художественный вкус поколений. Они организуют встречи с миром красоты — готовят театральные постановки, издания книг, художественные выставки, способствуют художественному самовыражению людей. Все проявления художественной культуры каким-либо образом связаны с деятельностью представителей профессии «человек- художественный образ». Основой труда в этих профессиях и специальностях является создание или преобразование художественных образов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.
Примеры профессий: скульптор, художник, музыкант, танцор, актер, искусствовед, дизайнер, гравер, кружевница, стеклодув, витражист, ювелир, чеканщик, фотограф, ретушер, плиточник, облицовщик-мозаичник, огранщик камней, цветовод-декоратор, модельер, писатель, композитор и др.
Профессии типа «человек—техника». К данному типу относятся сотни технических профессий и специальностей, которые связаны с созданием, использованием и обслуживанием самых разнообразных технических устройств, в которых технические механизмы играют не второстепенную роль, а являются объектом и продуктом труда человека.
Эти профессии нужны в таких отраслях промышленности, как электроэнергетика и радиоэлектроника, топливная и горнорудная промышленность, строительство, транспорт, связь, металлургия, легкая и химическая промышленность, деревообработка и т. п.
Примеры профессий: токарь, фрезеровщик, оператор станков с числовым программным управлением, швея, портной, наладчик автоматов, контролер материалов и изделий, слесарь-монтажник, модельщик и др.
Профессии типа «человек—человек». Профессии данного типа связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. Особенность этих профессий заключается в том, что главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми. Для того чтобы взаимодействие было эффективным, необходимо научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать и разбираться в их особенностях. Выбирая профессии типа «человек— человек», необходимо обладать важными качествами и способностями, основными из которых являются организаторские и коммуникативные.
Коммуникативные способности личности обеспечивают ее общение и психологическую совместимость с другими людьми, помогают не теряться в повой обстановке, расширять круг своих знакомых, проявлять инициативу в общении, вносить оживление в коллектив.
Организаторские способности помогают человеку принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу в общественных делах, нести ответственность за себя и других, отстаивать свое мнение и добиваться, чтобы оно было принято окружающими.
Представителей профессий типа «человек-человек» можно встретить в различных сферах деятельности: образование (преподаватель, учитель, воспитатель); обслуживание (продавец, официант, бармен); медицина (врач, медицинская сестра, фельдшер), а также это профессии менеджера, следователя, экскурсовода и многие другие.
Отметим, что многие профессии относятся к нескольким типам. Например, специальность парикмахер или визажист это, во-первых, работа с людьми, во-вторых, работа с созданием художественного образа. Работа секретаря также включает два типа профессий: «человек — человек» и «человек— знаковая система».
Для того чтобы поиск работы не сопровождался отрицательными эмоциями и не затягивался на неопределенное время, нужно использовать знания психологии общения и делового этикета. Они помогут вам получить желанную работу.
Культура делового общения в процессе трудоустройства подразумевает умения строить отношения, презентовать себя; культуру поведения, которая характеризуется поступками и формами, основанными на нравственности и соблюдении определенных норм и правил.
В учебном пособии материал систематизирован и структурирован в форме, удобной для его усвоения и применения в практической деятельности. После каждого раздела приводятся вопросы и задания для самопроверки знаний. Предлагаемые тесты помогут определить паши потенциальные возможности, узнать слабые стороны, что даст неоценимую возможность для самосовершенствования, самокоррекции и раскрытия своих возможностей при трудоустройстве и выстраивании карьеры.