Инженеры и бухгалтеры
Из таблицы 16 видно, что нами было установлено (по крайней мере, в порядке рабочей гипотезы) сходство результатов, полученных при работе с двумя нашими профессиональными группами респондентов. В особенности стоит обратить внимание на отсутствие значительных различий в негативных последовательностях. И для инженеров, и бухгалтеров одинаково возможны и так же неприятны одни и те же типы ситуаций, в результате которых возникают периоды подавленного морального состояния.
Таблица 16. Сравнение инженеров и бухгалтеров
Позитивные | Негативные | |||
Инженеры | Бухгалтеры | Инженеры | Бухгалтеры | |
Факторы первого уровня | ||||
Признание | 33 | 34 | 19 | 17 |
Достижения | 43 | 38 | 10 | 4 |
Возможность роста | 3 | 9 | 10 | 6 |
Продвижение по службе | 14 | 27* | 9 | 15 |
Заработная плата | 15 | 15 | 18 | 16 |
Межличностные отношения — вышестоящие | 5 | 3 | 13 | 18 |
Межличностные отношения — подчиненные | 5 | б | 1 | 5 |
Межличностные отношения — равные по статусу | 2 | 4 | 10 | 5 |
Технические аспекты руководства | 3 | 2 | 22 | 18 |
Ответственность | 28 | 17** | 4 | 7 |
Общая и административная политика компании | 3 | 2 | 27 | 37 |
Условия работы | 2 | 0 | 9 | 13 |
Собственно работа | 33 | 17** | 14 | 15 |
Личная жизнь | 2 | 0 | 5 | 7 |
Официальный статус | 5 | 4 | 3 | 6 |
Стабильность работы | 0 | 1 | 1 | 2 |
Факторы второго уровня | ||||
Признание | 54 | 64 | 24 | 27 |
Достижения | 58 | 54 | 21 | 17 |
Возможность роста | 33 | 49* | 32 | 35 |
Продвижение по службе | 4 | 1 | 2 | 2 |
Ответственность | 35 | 25 | 6 | 11 |
Групповые чувства | 8 | 12 | 4 | 2 |
Собственно работа | 37 | 18** | 13 | 12 |
Официальный статус | 18 | 18 | 9 | 12 |
Защищенность | 6 | 8 | 6 | 13 |
Реакции | 4 | 1 | 40 | 35 |
Гордость, ощущение вины, чувство несоответствия | 14 | 3 | 17 | 10 |
Заработная плата | 15 | 25 | 13 | 14 |
* Различия между группами инженеров и бухгалтеров являются значимыми при уровне достоверности 0,05.
** Различия между группами инженеров и бухгалтеров являются значимыми при уровне достоверности 0,01.
В позитивных последовательностях некоторые различия имеются. Тем не менее они не подвергают сомнению наш основной тезис. Например, если бы в среде инженеров или бухгалтеров мы обнаружили тенденцию приводить экстратрудовые факторы в позитивных последовательностях или факторы, связанные с работой, — в негативных, то у нас появился бы повод сомневаться в общей достоверности наших выводов. Тем не менее все различия заключались в распределении акцентов по разным аспектам удовлетворяющих факторов, играющих важную роль в продуцировании периодов позитивного отношения к работе.
Из схемы этих различий напрашивается вывод, что за многое в ответе ситуационные факторы. Таким образом, мы можем отметить, что в среде инженеров чаще встречались рассказы, кодированные нами как ответственность, а среди бухгалтеров — кодированные нами как продвижение по служебной лестнице. Вполне вероятно, что в строго иерархическом мире бухгалтерского учета любое повышение ответственности в работе должно сопровождаться изменением официального статуса работника. Например, мы замечали, что по сравнению с инженерами у бухгалтеров, и правда, чаще присутствует фактор второго уровня — возможность роста. Это различие определяющее. Среди инженеров, особенно в группе, входившей в изучаемую нами выборку, иерархическая структура была менее выраженной. В результате в нашем распоряжении оказалось достаточно много историй, в которых лица получали новые обязанности, не сопровождающиеся изменением формального статуса. Инженер-проектировщик рассказывал о радостном волнении, охватившем его, когда к нему обратились с просьбой возглавить работу по созданию совершенно нового станка, вместо того чтобы оставить его работать над отдельными небольшими деталями. Именно это мы имеем в виду под дополнительной ответственностью, не сопровождаемой изменением формального статуса работника. В более жестко структурированном мире бухгалтерского учета такие случаи менее вероятны.
Еще одно отличие, определяемое, возможно, ситуационными факторами, — последовательная схема, в соответствии с которой инженеры гораздо чаще по сравнению с бухгалтерами обращают внимание на фактический ход самой работы. Заинтересованность в работе как фактор второго уровня, а также эффекты на производительность и качество работы гораздо чаще встречаются у инженеров. Большинство из нас сможет возразить, что содержание повседневного труда инженера, вероятно и правда, гораздо увлекательнее, чем рутинная работа бухгалтера, пусть даже и на очень высокой профессиональной ступени. Совершенно не удивительно, что это находит отражение в рассказах инженеров о тех периодах жизни, когда их отношение к работе было позитивным. Как будет ясно из последующего обсуждения, несмотря на то что интерес к работе входит в число компонентов базовой мотивации труда, он не обязательно становится самым главным из них. Тот факт, что у бухгалтеров, при их, казалось бы, менее интересной работе, при описании позитивных последовательностей с не меньшей частотой присутствуют внутренние факторы, касающиеся работы, доказывает, что мотивация связана с более фундаментальными психологическими процессами, а не просто основывается на интересе к работе.
Последнее замечание
Итак, по нашему мнению, практически полное отсутствие индивидуальных отличий в частоте встречающихся факторов и результатов может служить аргументом в пользу применимости наших выводов за пределами небольшой совокупности испытуемых, с которой мы работали. Мы осознаем, что пока это всего лишь предположение и не более того. Гипотеза, выдвигаемая в книге, требует проверки на выборках гораздо большего объема, состоящих из лиц более широкого спектра образовательного уровня и профессиональной принадлежности. Также мы понимаем, что те индивидуальные различия, которые проявятся в этих обстоятельствах, вероятно, найдут более яркое отражение в результатах исследований, чем у нас. Например, не исключено, что при применении нашей процедуры к рядовым сборщикам, работающим на конвейере, таких данных, обнаруженных в наших позитивных последовательностях, можно не получить, поскольку вероятность их присутствия в работе такого типа невелика. Но мы подозреваем, что качество негативных последовательностей не будет сильно меняться в зависимости от расположения респондентов в иерархии или от их принадлежности к группам с тем или иным образовательным уровнем.
Анализ полученных данных натолкнул нас еще на одну мысль. Вполне возможно, что существуют некоторые лица, которые в силу особенностей своей профессиональной подготовки и произошедших с ними событий научились позитивно реагировать на факторы, связанные с контекстом их работы. Определенные свидетельства, что такие люди есть, мы находим в небольшом количестве историй, содержащих позитивные последовательности. Одной из целей проведения исследования в более широком диапазоне профессиональных групп может быть выделение характеристик людей, представляющих межличностные отношения и прочие экстратрудовые факторы, как источников долгосрочных периодов позитивных настроений по отношению к своей работе. Естественно, в различных типах групп испытуемых, то есть, например, среди торговых работников или руководителей производств, частота присутствия этих категорий будет обусловлена самой природой их работы. Возможно, изучение таких лиц будет иметь огромное значение для разработки новых типов критериев отбора персонала. Ведь вполне можно предположить, что люди, получающие удовлетворение в результате воздействия контекстуальных факторов, будут прекрасно показывать себя на должностях с небольшим количеством удовлетворяющих факторов «внутритрудового» характера. Справедливым может оказаться и обратное.
Выводы
Таковы полученные нами данные. То, каким образом шла наша аналитическая работа в последнем разделе, по нашему мнению, — доказательство успеха избранного нами исследовательского подхода. Первоначальным нашим намерением, как можно вспомнить, было изучение триады «Фактор—отношение-результат» в рассказах отдельных лиц. Естественно, наш анализ не ограничивался простым импрессионистским пересказом сути этих триад ФОР. Мы проводили независимый анализ факторов, присутствующих в объективных ситуациях, содержащихся в психологических реакциях испытуемых индивидов, а также результатов этих факторов. Тем не менее, в наших обсуждениях мы имели возможность рассмотреть взаимосвязи между этими факторами и результатами, а также перемещаться между разными компонентами последовательностей событий в процессе обсуждения природы данных.
Теперь мы должны обратиться к вопросу, каким же значением обладают полученные нами результаты в более широком смысле. Изначально декларированная нами цель включала в себя поиск новой точки зрения на изучение отношения людей к своей работе. Дают ли собранные нами данные какие-нибудь результаты в этой области?
Поначалу, мы хотели бы переформулировать и расширить одну из гипотез, с которых мы начали наше исследование. Предположение о различной природе удовлетворяющих и вызывающих неудовлетворение факторов, которые мы высказали на основе информации, полученной при изучении литературных источников, нашло более чем достаточное подтверждение. В результате проведенного исследования мы получили возможность определить суть этих различий более четко, чем это было возможно когда-либо ранее. В завершение приведем рекомендации по практическому применению результатов нашего исследования.