Элитное агентство по подбору персонала 'Изумруд' предлагает индивидуальный подход в поиске сотрудников для эксклюзивного соответствия вакансии и расширенный поиск работы для соискателей.
Наш адрес: Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д.64/Д-523; бизнес-центр "Белый остров"
8 (812) 605-07-85
Заявка на подбор персонала
Наши клиенты:
  • Холдинг «Атлант»
  • ООО «Балтийская бакалея»
  • Внешпромтерминал
  • ООО «Галактика»
  • «Дентал-Палас»
  • «Петроспецмонтаж»
  • «Петроскан»
  • «Paper – Machin Service»
  • Телефонная коммерческая служба 008
  • ООО «Топливные системы» (Карбюраторный завод)
  • Торгово-промышленная группа «Союз»
  • Сервисная служба «Эльдофон»
Наши рекомендации:

Взаимосвязи между факторами

Вторым источником доказательств различного действия факторов признания и достижения стало исследование того, какие факторы присутствовали в рассказываемых нам историях одновременно. В таблице 4 мы демонстрируем взаимосвязи, наблюдавшиеся между шестью главными факторами. В последовательностях, которые кодировались по фактору признания, в 61 % случаев присутствовал фактор достижения, тогда как в случае кодирования по достижению признание присутствовало меньше чем в половине от всех последовательностей. Другими словами, достижение — фактор более независимый от признания, чем признание от достижения. Кроме того, оказалось, что по сравнению с признанием достижение гораздо чаще встречалось в историях вместе с двумя факторами, обеспечивающими долгосрочные настроения, то есть с ответственностью и самой работой.

Таблица 4. Взаимосвязи между факторами первого уровня, наиболее часто встречающимися в позитивных последовательностях

Процентная частота присутствия фактора
Признание с достижением 61
Достижение с признанием 49
ответственностью 21
самой работой 32
Продвижение по службе с заработной платой 24
самой работой 50
Заработная плата с продвижением по службе 32
самой работой 20
Ответственность с признанием 21
достижением 37
самой работой 49
Собственно работа с признанием 20
достижением 51
продвижением по службе 20
ответственностью 44

Факторы второго уровня. До сих пор мы вели обсуждение наших данных в таком виде, в каком получали их в результате наших попыток анализа ситуаций в те моменты, когда наши респонденты замечали изменения в своем отношении к работе. Факторы первого уровня представляли собой нашу кодировку объективно произошедших событий. Мы пытались каким-либо образом систематизировать воздействия, оказывающие влияние на отношение к работе людей, путем исследования обстоятельств, сопутствующих этим изменениям. До сих пор единственными чувствами, раскрытыми нам респондентами, были их общие позитивные или негативные настроения по отношению к работе. В остальном они только комментировали происходившие события. Теперь мы переходим к результатам, полученным нами, когда внимание было направлено не на объективные события, а на интерпретации этих событий нашими респондентами.

В таблице 5 приведена частота присутствия каждого из факторов второго уровня в наших историях. Точно так же, как и в случае факторов первого уровня, возглавляют список для позитивных последовательностей факторы признания и успеха. Ощущения достижения успеха, что твои старания не остаются без внимания, — два чувства, наиболее часто связываемые с повышением удовлетворения, получаемого от работы.

Таблица 5. Процентная частота появления факторов второго уровня в позитивных последовательностях

Длительность чувств
Большая длительность* Малая длительность Всего
1. Признание 57 64 59
2. Достижение 57 56 57
3. Возможность роста 42 18 38
4. Продвижение по службе 3 3 3
5. Ответственность 33 18 30
6. Групповые чувства 11 8 10
7. Собственно работа 33 8 29
8. Статус 21 5 18
9. Личная безопасность 7 5 7
10. Справедливость — несправедливость 2 5 3
11. Гордость, чувство вины, ощущение собственного несоответствия 9 10 9
12. Заработная плата 22 5 19

* В столбец «Большая длительность» включена частота настроений большой длительности, явившихся следствием как долгосрочных, так и краткосрочных последовательностей событий.

Весьма важная концепция обнаруживается в факторе второго уровня, называемом возможностью роста. Здесь произошедшие события имеют для индивида значимость, создавая у него ощущение прогресса в профессиональном аспекте. В отличие от признания и достижений, где долгосрочные и краткосрочные изменения настроений встречаются почти с одинаковой частотой, фактор возможного роста вдвое увеличивает долговременные позитивные изменения отношения к работе. Это доказывает, что ощущение возможности персонального или профессионального роста занимает важное место в психологических реакциях индивида на типы ситуаций, влияющих на его позитивные настроения.

Категория возможности роста чрезвычайно редко фигурировала в качестве фактора первого уровня. В данную категорию мы размещали истории, в которых приводились объективные свидетельства возможности дальнейшего продвижения по службе в будущем или будущих позитивных изменений в типе выполняемых респондентом работ. Таким образом, можно было бы ожидать, что лица, принимающие участие в проводимых компаниями программах повышения квалификации, когда работников, по идее, готовят к переходу на более высокие позиции, будут упоминать этот фактор. В реальности же люди, работавшие в компаниях с активно функционирующими программами переподготовки и ротации кадров, настолько редко упоминали такие факты как причину улучшения настроений, что это демонстрирует незначительную степень влияния всех этих программ (по крайней мере, на том уровне служебной иерархии, на котором мы вели наши исследования). Тот факт, что программы, внешне вроде бы предназначенные напрямую обращаться к одной из основных потребностей сотрудников (это следует изданного исследования), настолько редко появлялись в рассказываемых нам историях, может показаться несуразицей. Как будет, истоки этого несоответствия — в отсутствии понимания базовой психологии значения работы для человека.

Наиболее часто упоминаются еще два фактора, вызывающие долгосрочные изменения настроений, — ответственность и собственно работа. Официальный статус и заработная плата присутствуют менее чем в одной пятой части рассказов о позитивных последовательностях событий. Здесь мы наблюдаем, как настроения индивида повышаются в результате заметного улучшения его положения в компании и увеличения количества зарабатываемых им денег.

Характер позитивных последовательностей. Мы считаем, что базовый комплекс позитивных последовательностей — серии событий, вызывающих чувства самореализации и личностного роста индивида. Наши данные свидетельствуют, что позитивные чувства, возникающие в результате конкретного признания («похвалы от начальства»), чаще всего непродолжительны. Однако более глубокие чувства признания ассоциируются с позитивным подкреплением в виде продвижения по службе, повышенной ответственности, а также интересной и сложной работы. Вербальное признание в сочетании с конкретными достижениями может служить своеобразным подкреплением базовых целей, описываемых нашими респондентами. Краткосрочные последовательности с малой длительностью чувств мы можем рассматривать как своего рода промежуточный стимул, показывающий индивиду, что он прогрессирует в направлении своей базовой цели. А поскольку такие промежуточные стимулы — временное подкрепление длительного прогресса, они становятся источником позитивного отношения к работе. Тем не менее сами долгосрочные цели индивида определяются комплексом из достижений, ответственности, собственно работы и продвижения по службе. Как показано в табл. 4, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи. Когда некоторые или все из этих факторов присутствуют в рабочей обстановке индивида, удовлетворение его базовых потребностей достигает такой степени, что он вступает в период предельно позитивного отношения к своей работе.

Частично эта точка зрения подтверждается результатами анализа параметров критичности ситуаций. Из всех важных факторов позитивных последовательностей признание, достижение и ответственность не так часто присутствуют в ситуациях высококритичных по сравнению с таковыми умеренного уровня критичности. Однако и продвижение по службе, и собственно работа фигурируют в высококритичных последовательностях гораздо чаще. Для продвижения в сочетании с собственно работой эти различия статистически значимы. Большинство последовательностей, кодированных по признанию, и немало последовательностей, кодированных по достижению, — механизмы частичного подкрепления базовых потребностей личности, что вполне согласуется с равномерностью их распределения по шкале критичности. Единственное, не подтверждающее нашу точку зрения, — последовательности, связанные с повышением ответственности, не тяготеют к верхней части шкалы критичности.

Еще одно замечание следует сделать по поводу взаимосвязи факторов. Фактор достижения может служить источником позитивных чувств по отношению к работе независимо от признания. Признание несколько реже оказывается независимым фактором относительно достижения. Оно нечасто встречается без сопутствующего достижения, тогда как достижение гораздо чаще фигурирует без сопровождающего признания. Тем не менее, следствием достижений всегда становятся чувства удовлетворенности того или иного типа. Это подтверждает наше мнение, что признание, не привязанное к чувствам, вызываемым конкретными достижениями, или ощущению личностного роста, — несущественный фактор для создания позитивного отношения к работе.

Обобщенные результаты изучения позитивных последовательностей. Мы сделали несколько совершенно четких выводов по характеру позитивных последовательностей. Во-первых, только малая доля факторов (при этом находящихся в тесной взаимосвязи) отвечает за создание позитивного отношения к работе. Во-вторых, все они связаны с аспектами выполнения самой работы или внутренним ее содержанием, а не с контекстом ее выполнения. В-третьих, позитивные чувства по отношению к работе, возникающие при этом, обладают преимущественно длительным, а не временным характером. В-четвертых, когда позитивные настроения по отношению к работе временные, это следствие конкретных достижений, а также их признание. В-пятых, анализ факторов второго уровня привел нас к заключению, что ощущения личностного роста и самореализации — ключевые для понимания природы позитивных настроений по отношению к работе. Комплекс факторов, приводящих к этим чувствам, состоит из следующих факторов первого уровня: достижение, ответственность, сама работа, продвижение по служебной лестнице. При обсуждении этих данных мы пришли к основному выводу, необходимому для понимания отношения к работе. Наши данные, описывающие краткосрочные позитивные настроения по отношению к работе, можно определить как следствие частичного подкрепления базовых потребностей. Оно проистекает из конкретных достижений и их признания. В-шестых, нам удалось получить определенные данные о роли денег в формировании отношения людей к их работе. Тем не менее обсуждение этого важного феномена было отложено нами на более поздний срок.

 

   Назад ←  ●  → Далее