Сравнение долгосрочных и краткосрочных изменений настроений
Теперь в нашем распоряжении общая картина типов ситуаций, в результате которых создается позитивное отношение к работе. Можем ли мы что-то добавить к данной картине при помощи анализа информации, которую мы получили в ответ на другие вопросы, непосредственно касающиеся объективных ситуаций? Есть ли возможность получить какие-либо ценные данные путем поиска материалов, имеющих отношение к длительности последовательностей?
Можно вспомнить, что мы разделили последовательности событий на шесть основных групп, три из которых соответствовали определению позитивных. Из этих трех одна состояла из рассказов, в которых приводилось описание весьма конкретных и краткосрочных событий, вызывающих быстро угасающие после их завершения чувства (краткосрочные последовательности с малой длительностью чувств). Остальные две группы состояли из рассказов, в которых речь велась либо о конкретном событии, либо о длительной серии событий, оказавших продолжительный эффект на чувства респондента (краткосрочные последовательности с большой длительностью чувств и долгосрочные последовательности). Очевидно, что два последних типа событий имеют большее значение для общей психологической экономики индивида.
В таблице 2 приводится интересный факт деления на эти группы. В краткосрочных последовательностях позитивные настроения малой длительности встречаются гораздо реже, нежели негативные настроения малой длительности. Положительные впечатления от работы имеют тенденцию сохраняться долгое время после того, как события, вызвавшие их, уже канули в лету. Несмотря на то что негативные ощущения, связанные с долгосрочными последовательностями событий, упоминаются достаточно часто, в тех случаях, когда негативное отношение к работе становится следствием краткосрочных событий, оно, как правило, быстро исчезает. Совсем обратная ситуация наблюдается с позитивными чувствами по отношению к работе, которые чаще всего сохраняются достаточно долго, независимо от того, насколько сиюминутными были вызвавшие их события.
Таблица 2. Распределение последовательностей по шести категориям длительности
Позитивные | № | Негативные | № |
Краткосрочные с малой длительностью чувств | 39 | Краткосрочные с малой длительностью чувств | 72 |
Краткосрочные с большой длительностью чувств | 100 | Краткосрочные с большой длительностью чувств | 53 |
Долгосрочные | 89 | Долгосрочные | 123 |
Итого | 228 | Итого | 248 |
В таблице 3 мы приводим распределение результатов воздействия шестнадцати факторов для последовательностей, которые привели к долгосрочным позитивным настроениям, и для последовательностей, результатом которых стали изменения настроений малой длительности. Здесь мы ведем речь о продолжительности чувств, а не о длительности последовательностей событий. Настроения большой длительности в данной таблице включают в себя результаты и краткосрочных, и долгосрочных последовательностей событий.
Таблица 3. Процентная частота присутствия факторов первого уровня в позитивных последовательностях с большой и малой длительностью чувств
№ | Фактор | Длительность чувств | |
(№ = 184) | (№ = 39) | ||
Большая длительность* | Малая длительность | ||
1. | Достижение | 38 | 54 |
2. | Признание | 27 | 64 |
3. | Сама работа | 31 | 3 |
4. | Ответственность | 28 | 0 |
5. | Продвижение по службе | 23 | 3 |
6. | Заработная плата | 15 | 13 |
7. | Возможность роста | 7 | 0 |
8. | Межличностные отношения — подчиненные | 6 | 3 |
9. | Официальный статус | 5 | 3 |
10. | Межличностные отношения — вышестоящие | 4 | 5 |
11. | Межличностные отношения — равные по статусу | 4 | 0 |
12. | Технические аспекты руководства | 3 | 0 |
13. | Общая и административная политика компании | 3 | 0 |
14. | Условия работы | 1 | 0 |
15. | Личная жизнь | 1 | 0 |
16. | Стабильность работы | 1 | 0 |
* В столбец «Большая длительность» включена частота настроений большой длительности, вызванных как долгосрочными, так и краткосрочными последовательностями.
Факторы самой работы, ответственности и продвижения по служебной лестнице почти всегда связаны с долгосрочными изменениями отношения к работе. Они очень редко становятся причиной изменений настроения, имеющих преходящий характер. И наоборот, изменения отношения к работе в результате событий, связанных с факторами достижения или признания, значительно чаше носят краткосрочный характер. Сама работа, ответственность и продвижение по службе — более мощные факторы, судя по длительности производимого ими результата, нежели признание или успех. В силу того что долгосрочные изменения отношения к работе, также связаны с результатами повышения производительности и качества работы, первая тройка факторов — и более мощное средство повышения эффективности работы. Это вовсе не означает, что успех и признание не играют роли в формировании позитивного отношения к работе. Они остаются факторами, наиболее часто присутствующими во всех типах последовательностей.
При сравнении двух краткосрочных удовлетворяющих факторов, признания и достижения, более важный из них — фактор достижения. Доказательством этого могут служить два набора фактов, имеющихся среди наших данных. В пользу фактора достижения говорит соотношение между большой и малой длительностью создающихся настроений. Процентные показатели, приведенные в табл. 3 для фактора признания, свидетельствуют, что он становится причиной 64 % краткосрочных позитивных изменений настроений респондентов и только 27 % позитивных изменений отношения к работе, сохраняющихся на протяжении длительного времени. Аналогичные показатели для фактора достижения составляют 54 % для краткосрочных позитивных изменений и 38 % — для долгосрочных. Такая разница процентных соотношений значима со статистической точки зрения.