Мотивация к работе
Качество работы стало сегодня главной проблемой экономической деятельности в любой точке земного шара. В 1959 году, когда «Мотивация к работе» поведала миру, что в основе удовлетворенности работника лежат достижения и рост, заключенные в самой работе, все еще было по-другому. В то время, а также на протяжении последующих двадцати лет, внимание концентрировалось на проблемах человеческих взаимоотношений внутри организации. В американской промышленности пытались разобраться с этими нерешаемыми гигиеническими проблемами устранения межличностной неудовлетворенности, пренебрегая решаемыми проблемами мотиваторов — обучением и качеством производства, ведущим к долгосрочной удовлетворенности своим трудом и психическому здоровью.
История
Вторая мировая война. Из опыта, полученного во время Второй мировой войны, особенно из увиденного в концентрационном лагере Дахау, я сделал вывод, что причина безумия общества — вовсе не его безумцы. В любом обществе присутствует, по крайней мере, приблизительно 15 % людей, по тем или иным причинам лишившихся рассудка. Но на их счет можно отнести всего лишь ничтожно малую часть тех патологий, в которые может погрузиться любое общество. Я верил, будучи американским солдатом в 1945 году в Дахау, и теперь верю еще больше, что общество сходит с ума, когда безумными становятся здоровые люди. В действительности, именно здоровыми, но некомпетентными или неэтичными людьми создается больше проблем, чем сертифицированными безумцами или преступниками. Работая со своими студентами, я всегда делаю особый акцент на том, какой вклад они могут внести в деятельность своих организаций, помогая здоровым людям не лишаться рассудка.
Это убеждение выглядит противоположным позиции моих коллег, принадлежащих к бихевиористской области науки, склонных всегда преувеличивать последствия психических болезней и тратить слишком много энергии на их лечение. Здесь я ни в коем случае не хочу принизить важность лечения больных людей, а могу лишь предположить, что общество получило бы большую пользу, если бы научилось обращать больше внимания на здоровых людей и на методы сохранения их здоровья.
Увиденное во время Второй мировой войны потрясло мою экзистенциальную сущность. Какое значение могут иметь такие понятия, как «душевное здоровье», когда явно не безумные люди совершают безумные поступки? В Библии не было этому никакого объяснения.
Фланаган. Во время подготовки на докторскую степень я изучат в Питтсбургском университете численные методы у Джона Фланагана (John Flanagan), автора методики Критических ситуаций, которая использовалась для отбора подходящих кандидатов в пилоты, бомбардиры и стрелки для Военно-воздушных сил во время Второй мировой войны. Обычные методики оценки предполагают выбор определенных параметров и их тестирование, то есть, например, летчик умеет читать, обладает хорошим зрением, аккуратно одевается и так далее. Фланаган же задался вопросом, каковы критические требования к пилоту с точки зрения тех действий, которые ему предстоит выполнять? Фланаган обращался к летным инструкторам с вопросом: «Когда в последний раз вам приходилось отбирать управление машиной у пилота-курсанта? Что курсант делал в этот момент?» При помощи таких опросов он собрал описания нескольких тысяч происшествий и транслировал их в модели поведения в критических ситуациях (критические способности), при помоши которых возникала возможность отделить талантливых пилотов от талантливых штурманов. Его результаты были великолепны, и это естественно, ведь в его распоряжении были тысячи испытуемых.
Моей специализацией были тесты и оценочные методики, и я присоединился к исследованию Фланагана, полностью оглушенный цифрами. Цифрами, которыми, как правило, манипулировали академики, не имевшие реального опыта ни в делах войны, ни в делах производственных цехов. Я провел достаточное количество опросов с использованием анкет и прекрасно понимал все недостатки этого метода. И сразу же понял, что в методику Фланагана, предполагающую сосредоточенность на реальных событиях в жизни людей, встроен дополнительный фактор внешней действительности.
Школа здравоохранения. От общеклинической подготовки, во время которой все наши представления о душевном здоровье и здравом уме базировались на отсутствии болезни, я перешел в школу здравоохранения, где акцент делался на позитивном психическом состоянии. За год учебы в школе здравоохранения я написал работу «Душевное здоровье не является противоположностью душевной болезни». Сорок лет назад мы уже говорили о позитивном здоровье, которое в наше время стало самой модной темой. Некоторым научным прозрениям требуется сорок лет, чтобы получить популярность.
Психологическая служба Питтсбурга. В качестве руководителя научно-исследовательских работ Питсбургской психологической службы мне довелось проводить множество исследований морального духа по заказ у таких людей, как Харолд Генин (Harold Geneen) из Jones and Loughlin and Raytheon. В действительности, их мало интересовали проблемы морального состояния людей, но они хотели казаться заинтересованными в этой теме, и проведение исследований обеспечивало им такую возможность. Но к обычным вопросам я добавил еще просьбу «дать мне несколько примеров». Данные «примеры» противоречили ответам на вопросы, содержащимся в опросном листе. Когда мы спрашивали рабочих, почему это происходит, они отвечали: «Так уж принято отвечать на такие вопросы. Когда кто-то спрашивает "как дела?", надо всегда отвечать "отлично". Если отвечаешь правду, то на тебя смотрят как на ненормального».
Отношение к работе: исследования и выводы (1957). В ходе этого исследования мы с моими коллегами по Питтсбургской психологической службе создали классификацию проблемных областей в сфере отношения людей к работе, изучив почти две тысячи источников, то есть практически все, что было опубликовано поданной теме с 1900 по 1955 год. Толчком для проведения исследования стали денежный грант от Buhl Foundation и дополнительная материальная поддержка местных промышленных предприятий.
Целью исследования было найти четкий ответ на вопрос: «Чего работники хотят от своей работы?» 155 исследований, изданных между 1920 и 1954 годами, говорили, что содержат данные, способные ответить на этот вопрос. Было очень не по себе, когда обнаружилось, что во время исследования всех этих источников были найдены доказательства всех возможных ответов на этот вопрос. Результаты оказались противоречивыми. Первым и самым очевидным объяснением были гигантские различия в методологии и точности использованных исследовательских моделей. Даже самые незначительные изменения в формулировках вопросов, при помощи которых предполагалось получить ответы, содержащие данные об отношении респондентов к своей работе, оказывали весьма значительное влияние на содержание получаемой информации, в чем пришлось убедиться неоднократно.
Я начал сомневаться в истинности исходного положения, гласившего, что чувства удовлетворенности и неудовлетворенности работой можно достоверно измерить, разместив на одной шкале. Могло ли это предположение завести в тупик предшествуюших исследователей? Одна из подсказок выявилась во время обзора литературы с результатами пятнадцати исследований. В них участвовали двадцать восемь тысяч сотрудников, которых попросили указать, что вызывало у них состояние удовлетворения или неудовлетворения от работы. В четырех исследованиях речь шла только о позитивных факторах, создающих ощущение удовлетворенности, в шести говорилось только о негативных, а в пяти велось обсуждение обеих сторон этой ситуации. В значении факторов обнаружились некоторые расхождения, зависящие оттого, касались вопросы исследователя того, что нравилось или не нравилось испытуемым в их работе. В этот момент и зародилась идея: некоторые из факторов могут быть только удовлетворяющими, а другие — только неудовлетворяющими. Эта идея достаточно плотно смыкалась с темой моего диплома на степень магистра в школе здравоохранения «Душевное здоровье не является противоположностью душевной болезни». Из всех этих отдельных фактов мне удалось составить базовую гипотезу для «Мотивации к работе», которую я написал уже в скором времени, и для работы над которой я избрал метод критических ситуаций Фланагана.
«Мотивация к работе» (1959). В данном научном исследовании использовалась технология Последовательностей событий (Критических событий). В ходе исследования респондентам задавался вопрос: «Опишите какой-либо промежуток времени или событие, во время которого вы испытывали положительные чувства, и промежуток времени или событие, во время которого вы чувствовали себя плохо». Полученные результаты показали, что неудовлетворение у людей вызывали неблагоприятные условия среды, то есть факторы, внешние по отношению к работе. Но в то же время они очень редко испытывали удовлетворенность в результате создания благоприятных условий среды, то есть оттого, что я назвал факторами гигиены. Удовлетворение у них вызывали факторы, внутренние по отношению к тому, чем они занимаются, которые были названы мною мотиваторами.
Мои соавторы Бернард Моснер (Bernard Mausner) и Барбара Снидерман (Barbara Snyderman) играли огромную роль на всех этапах исследования. Мы анализировали данные, распределив их по факторам. И, естественно, нам пришлось называть факторы словами, которые могут трактоваться по-разному. Но в конечном итоге было получено два множества факторов, находящихся в значимой взаимосвязи. Результаты показали всю ошибочность попыток производить замеры факторов, входящих в эти два множества, на одной шкале, и всю тщетность поисков одной «общей» меры удовлетворенности.
«Мотивация к работе» и выведенная в результате ее написания двухкомпонентная теория мотивации-гигиены и многочисленные более поздние повторы нашего исследования стимулировали большое оживление исследовательской работы. В «Work and the Nature of Man» (1966) обсуждались результаты первых десяти повторов исследования, а в самой часто перепечатываемой статье в истории Harvard Business Review «One More Time: How Do You Motivate Your Employees?» (1968) предлагался краткий обзор двенадцати повторяющихся последовательностей. Эти исследования, наряду со многими другими, подтвердили существование двух независимых множеств факторов, которые были открыты в «Мотивации труда» (1959).