Правильные ответы на собеседовании
Каверзные вопросы и остроумные ответы
Соискатели больше всего боятся услышать на собеседовании неожиданный вопрос, на который они не смогут ответить. Еще хуже то, что некоторые специалисты по найму нарочно задают вопрос, прекрасно зная, что вы на него не ответите. Вопросы такого типа называются стрессовыми; они придуманы для того, чтобы произвести ошеломляющий эффект. Иногда специалисты по найму задают стрессовые вопросы не потому, что им нравится смотреть, как вы ерзаете на стуле, а потому, что хотят составить суждение, насколько правильно и быстро вы отреагируете на напряженность или давление обстоятельств, которые могут возникнуть на этой работе.
Если вам зададут стрессовый вопрос, то лучшим для вас выходом из положения будет сохранение позитивной тенденции вашего ответа и спокойное, дипломатичное состояние. Не уходите в оборону и не теряйте уверенности, а постарайтесь привлечь свои лучшие способности и ответить на заданный вопрос. Если же вы не можете на него ответить, то несколько секунд подумайте, а затем, уверенно улыбаясь и не извиняясь, просто скажите: «Я не могу ответить на этот вопрос».
Далее приведены пятьдесят наиболее каверзных вопросов, с которыми у вас есть вероятность столкнуться. Если вы сумеете ответить на них, считайте, что вы готовы ответить практически на любой вопрос специалиста по найму.
В: Расскажите о проекте, при выполнении которого вы разочаровались в собственных действиях.
О: На своем прежнем месте работы в компании-производителе мне приходилось анализировать все предложения поставщика и представлять рекомендации вице-президенту по материально-техническому снабжению- Из-за того, что предложения поставщика отличались от единообразного формата, мой анализ зачастую состоял из сравнения комплектующих изделий, несходных между собой. Это послужило причиной некоторой путаницы в моем последнем отчете, и к тому времени, как я переделал его и представил вице-президенту, мы потеряли время, очень важное и необходимое для того, чтобы усовершенствовать наш процесс утверждения этих предложений- Оглядываясь назад, я прихожу к выводу, что мне следовало проще подходить к решению проблемы и не пытаться сделать ее такой сложной или всеобъемлющей. С тех пор я обращаю более пристальное внимание на то, как давать рекомендации своевременно.
Расскажите о препятствиях на вашем пути и о том, что вы сделали, чтобы попытаться их обойти. Насколько пригодились вам ваши умения и навыки? Подумайте, оглянувшись назад,- что вы могли бы сделать по-другому? Какие уроки вы усвоили?
В: Что бы вы стали делать, если бы я вам сказал, что вы. на мой взгляд, весьма слабо проявили себя в сегодняшнем собеседовании?
О: Пожалуй, первое, что я сделал бы,— это спросил бы вас, с какой конкретно частью собеседования я, по вашему мнению, не справился. После этого я подумал бы и постарался бы вспомнить, что неправильного могло быть в моем общении с вами. Затем я постарался бы пересмотреть возможные проблемы, которые у меня возникли при понимании ваших вопросов, и попросил бы разъяснения, если бы оно мне потребовалось. И наконец, если бы у нас было время, то я попытался бы ответить более полно и соответственно на те вопросы, которые вы для меня определили.
Специалисты по найму любят задавать стрессовые вопросы, подобные этому, чтобы посмотреть, насколько хорошо вы выдерживаете давление. Лучше всего в этом случае оставаться спокойным и расслабленным; не позволяйте своей уверенности расшатываться.
В: Расскажите о самой трудной работе, которую вы выполняли, или о личном опыте, который дался вам с наибольшим трудом.
О: Однажды мой коллега, попав в аварию, проходил шестимесячный курс реабилитации, а я взял на себя много дополнительной работы, чтобы выручить его. И знаю, что он сделал бы то же самое и для меня, и для меня важно, чтобы в моей рабочей группе существовало такое же доверие между всеми ее членами.
Специалисту по найму необходимо знать, насколько хорошо вы выдерживаете давление. Расскажите о ситуации из личного или профессионального опыта, которая была в большой степени конфликтной и вызывающей и подвергла вас необычно сильному стрессу. Каковы были конкретные проблемы и что вы сделали для их разрешения?
В: Представьте себе, что в настоящий момент вы проходите свою первую ежегодную проверку в нашем компании. Что я говорил бы вам сейчас?
О: Вы благодарили бы меня за хорошо сделанную работу и объясняли бы, как вы надеетесь на свое дальнейшее удовлетворение результатами моей хорошей работы. Кроме того, вы, наверное, говорили бы, что высоко оцениваете мой дополнительный вклад в ряд ключевых проектов и что мое творческое мышление помогло выработать некоторые новаторские решения существующих проблем.
Очевидно, что при ответе на этот вопрос вам необходимо произвести положительное впечатление. Определенно не годится такой ответ, как «Мне хотелось бы. чтобы вы чаше приходили вовремя». Расскажите о ваших главных сильных сторонах, а за основу возьмите личные темы, которые вы подготовили заранее.
В: Приведите пример того случая, когда вас попросили выполнить задание, но не обеспечили достаточной информацией. Как вы разрешили эту проблему?
О: Недавно, когда я был на стажировке, моя начальница - делопроизводитель, ведущий счета клиентов,— попросила меня собрать пятьсот материалов для рассылки журналистам по почте. Я не знал точно, в каком порядке должны идти страницы и пресс-релизы, а начальница уже уехала на встречу с клиентами. Опасаясь собрать информацию в неверном порядке, я ухитрился раздобыть номер ее сотового телефона и позвонил ей прямо в машину. Она объяснила по телефону порядок следования материалов, и, в конце концов, мне удалось избежать ошибки, которая стоила бы многих часов работы и задержки почтовой рассылки, если не принимать во внимание лишнюю головную боль.
Несмотря на то что этот пример может показаться банальным, кандидат продемонстрирует свою зрелость и способность находить концептуальный подход к работе. Специалисту по найму необходимо убедиться в вашем понимании того, что просто выполнить работу недостаточно. Ваш ответ должен продемонстрировать, что вы находчивы и способны проявить инициативу.
В: Расскажите о случае, когда вам не удалось разрешить конфликт.
О: Однажды мне не удаюсь удержать хорошего сотрудника, десять лет проработавшего на нашем производстве. Его должностная инструкция была дополнена графой о необходимости иметь навыки работы на компьютере. Я предложил отправить его на вечерние курсы, но он отверг мою помощь. У меня не было выбора, и мне пришлось найти ему замену. Оглядываясь назад, я думаю — если бы я поощрял его и других сотрудников периодически проходить обучение и приобретать новые знания, то он не оказался бы перегруженным работой к тому времени, как его должностные обязанности были пересмотрены. Теперь я проявляю бдительность насчет того, чтобы поощрять членов своего коллектива к посещению семинаров и курсов, чтобы они могли совершенствовать мастерство и идти в ногу со временем.
В данном случае ваше идеальное решение — рассказ о конфликте, который следовало решать в первую очередь не вам. Если же вы вынуждены обсуждать личный конфликт, то сконцентрируйтесь на тех положительных действиях, которые предприняли бы, если бы смогли вернуться назад и сделать все заново. Чему вы научились в результате приобретения такого опыта?
В: Как вы справляетесь с критикой в адрес вашей работы?
О: Когда я впервые получил жалобу от клиента, мне было трудно рассматривать эту жалобу отдельно, независимо от своего профессионального обслуживания данного счета. Клиента не устраивали простои банкоматов по техническим причинам. Я узнал, что проявление сочувствия обычно умиротворяет конфликтную ситуацию; кроме того, я узнал, что не бывает клиентов, которые были бы удовлетворены всем, даже если опыт общения с этим клиентом в целом положительный.
Специалист по найму ищет свидетельство ответственности кандидата, его профессионального характера. Опишите конкретный проект или трудовой навык, в связи с которым у вас возникла проблема. Расскажите о том, как вы не уклонились от нее, как преодолели ее. Или же опишите тот случай, когда вы объективно и профессионально ответили на особо жесткую и необоснованную критику вашей работы
В: Какие аспекты вашей работы чаше всего подвергаются критике?
О: Я помню, как на своей первой работе в качестве продавца-консультанта я тратил бессчетное количество часов на анализ отдельной проблемы. Я разработал новый, исправленный и дополненный план по маркетингу, который был принят исключительно хорошо. К сожалению, когда пришло время представить этот план на рассмотрение высшего начальства, я заранее не продумал тонкости презентации (накладные расходы и понижения), и предложение было отклонено. Я не смог привести четких цифр, обозначающих экономию, которую принесло бы выполнение данного плана. Я потратил еще две недели на разработку своей презентации. Со второй попытки руководство одобрило ее, и мои рекомендации, к всеобщему удовлетворению, были приняты к исполнению.
Этот вопрос подобен вопросу о слабостях. Постарайтесь привести пример, относящийся к одной из ваших прежних работ. Расскажите о том, что вы сделали для преодоления той ситуации, для улучшения вашей работы. Кроме того, вы можете рассказать и о том, как эта неудача вдохновила вас обращать более пристальное внимание на детали во всей вашей работе.
В: Вспомните последний случай, когда вы сказали то, о чем потом пожалели.
О: Я сказала своей подруге Лизе, что не буду больше посещать собрания в клубе ежегодных изданий, потому что считаю редактора круглым дураком. Позже я узнала, что редактор — это ее двоюродный брат. Как только я об этом узнала, я извинилась и спросила ее, почему она меня не одернула, когда я сказала такую глупость. К счастью, мы с ней по-прежнему дружим.
Все мы совершаем ошибки, и для вас важно знать самого себя. Специалист по найму хочет выяснить, есть ли у вас чувство, что правильно, а что - нет. Какие действия вы го-топы предпринять, чтобы исправить собственные ошибки? Если вы произведете плохое впечатление о себе, о своей компании, о своем клиенте, то это весьма отрицательно отразится при вашем трудоустройстве на новую фирму.