Элитное агентство по подбору персонала 'Изумруд' предлагает индивидуальный подход в поиске сотрудников для эксклюзивного соответствия вакансии и расширенный поиск работы для соискателей.
Наш адрес: Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д.64/Д-523; бизнес-центр "Белый остров"
8 (812) 605-07-85
Заявка на подбор персонала
Наши клиенты:
  • Холдинг «Атлант»
  • ООО «Балтийская бакалея»
  • Внешпромтерминал
  • ООО «Галактика»
  • «Дентал-Палас»
  • «Петроспецмонтаж»
  • «Петроскан»
  • «Paper – Machin Service»
  • Телефонная коммерческая служба 008
  • ООО «Топливные системы» (Карбюраторный завод)
  • Торгово-промышленная группа «Союз»
  • Сервисная служба «Эльдофон»
Наши рекомендации:

Плодовые культуры

Работа и личная жизнь

Женщины - менеджеры и новые реалии

Женщины-менеджеры обходятся работодателю дороже, чем мужчины. Женщины чаще увольняются с работы, более склонны делать передышки в карьере или прерывать ее. Соответственно компании могут потерять средства, вложенные в их развитие. Но поскольку рост населения замедлился, без женщин бизнес обходиться уже не сможет.

Различие в издержках связано с двумя факторами: материнством и традициями. Многие женщины берут отпуск по уходу за ребенком , а потом некоторым из них оказывается сложно вернуться на работу в запланированный срок. Это так, но даже более длительный отпуск — всего лишь небольшая часть всего профессионального пути. В действительности чрезмерные издержки, означающие неоправданные вложения в женщин, — результат несовпадения ожиданий мужчин и женщин.

Среди женщин-руководителей есть две полярные группы — те, для кого карьера играет главную роль— часто вплоть до полного отказа от семьи; и те, кто пытаются найти золотую середину в профессиональной и семейной жизни. Мужское сообщество не жалует ни тех, ни других. Первых они считают мужеподобными, а вторые кажутся им недостаточно преданными делу. Но и те и другие крайне необходимы.

Умные, азартные женщины с установкой «карьера — прежде всего»—успешные менеджеры, они пример для молодых сотрудниц компаний. Женщины второго типа — «и карьера, и семья» — готовы поступиться честолюбивыми стремлениями и проявить необходимую гибкость, чтобы отдавать себя семье. Эта готовность отказаться от служебного продвижения, но при этом работать с полной отдачей — залог формирования достойного уровня менеджмента среднего звена.

Остается найти способы сохранить лучших сотрудниц и избежать избыточных затрат, связанных с их работой. Три ключа к успеху — благоприятные возможности для женщин, гибкость и поддержка семьи. Предоставление благоприятных возможностей означает оценку деятельности и служебное продвижение честолюбивых женщин на тех же условиях, что и мужчин. Гибкость предусматривает различные схемы неполной занятости для женщин, имеющих маленьких детей — либо по принципу работы на часть ставки, либо на основе разделения рабочего участка между сотрудниками. Поддержка семьи — это, по сути, забота о потомстве.

Женщины-менеджеры обходятся работодателю дороже мужчин. Такое утверждение раздражает отчасти потому, что это правда, но прежде всего потому, что эту тему принято обходить молчанием. Недавние исследования, проведенные одной международной корпорацией, показывают, что уровень текучести кадров на руководящих постах среди женщин, работающих с большой эффективностью, в 2,5 раза выше, чем среди мужчин. По данным крупной компании— производителя потребительских товаров, половина женщин, уходящих в отпуск по уходу за ребенком, возвращаются на работу позже намеченного срока или не возвращаются вовсе. И мы знаем, что женщины чаще склонны приостанавливать или прерывать карьеру, что ограничивает их профессиональный рост и развитие. Но мы настолько чувствительны к обвинениям в сексизме и так боимся конфликтов и судебных разбирательств, что редко говорим о том, что нам достоверно известно. К сожалению, замалчивание проблемы, подспудно понимаемой всеми, выливается в распространение вводящих в заблуждение метафор (типичный пример— так называемый «стеклянный потолок») или в замаскированную враждебность, заниженные ожидания, недоверие и саботаж требований Закона о равноправии при трудоустройстве.

Перерывы в карьере, прекращение роста и текучесть кадров обходятся дорого. Деньги, которые корпорации вкладывают в подбор кадров, обучение и развитие, с меньшей вероятностью дадут им руководителей высшего ранга из числа женщин, а не мужчин, и бесценный опыт компании, передаваемый в процессе развития руководителей на каждом этапе их продвижения вверх по ступеням карьерной лестницы, часто уходит в песок.

Я уверена, что эти исследования лишь первые из многих. Демографические реалии заставят корпорации по всей стране анализировать издержки найма женщин на руководящие должности, и они обнаружат, что женщины обходятся дороже.

Но здесь есть еще одна поразительная истина: высокие издержки, связанные с работой женщин, не суть функция неизбежных тендерных различий. Женщины действительно отличаются от мужчин, но на самом деле фактором роста затрат компаний служит несоответствие женской модели восприятия, отношения и поведения мужской. То есть политике и практике корпораций, управляемых мужчинами.

Крайне важно, чтобы работодатели сделали правильные выводы из проводимых в настоящее время исследований. Исследования окажутся бесполезными — или, что хуже, вредными, — если единственный их вывод сведется к тому, что женская рабочая сила слишком дорога. Нам нужно понять, как снизить эти издержки, как избежать потерь тех вложений, которые мы делаем в талантливых женщин, как стать более отзывчивыми к нуждам женщин, которых корпорации должны принимать на работу, если они хотят получить лучших и наиболее перспективных представителей рабочей силы, выходящей сейчас на рынок.

Тендерные различия, имеющие отношение к бизнесу, делятся на две категории: связанные с материнством и связанные с различиями в традициях и ожиданиях полов. Материнство обусловлено биологией, а не культурной традицией. Мы не

можем тут что-то изменить, но мы можем существенно снизить его влияние на рабочую среду и во многих случаях прекратить его негативное воздействие на развитие сотрудников. Мы можем добиться этого, обратившись ко второй категории различий — между мужской и женской социализацией. Сегодня эти различия обостряют вопрос реальных издержек материнства, и относительно небольшой сбой в рабочем графике может обернуться серьезной проблемой и даже крушением чьей-то карьеры. Если мы хотим преодолеть разницу в затратах на сотрудников мужского и женского пола, нужно обратиться к проблемам столкновения женской социализации с мужской корпоративной культурой и мужскими правилами карьерного роста. То есть к вопросам поведения и стиля, ожиданий, стереотипов и предубеждений, конфликтов на сексуальной почве и домогательств, обучения женщин, командировок, переездов, оплаты труда и своевременного выявления лучших работников.

Одно неизменное, устойчивое различие между мужчинами и женщинами — материнство. Материнство — это не только деторождение, но и некий континуум, который начинается с осознания тикающих биологических часов, затем переходит в ожидание, включает беременность, роды, физическое восстановление, психологическую адаптацию и продолжается заботой о детях, привязанностью и воспитанием. Не все женщины выбирают материнство, а для вставших на этот путь многое зависит от здоровья матери и ребенка, ценностных ориентиров родителей, а также доступности, качества и стоимости услуг по уходу за детьми.

В прошлые века традиционные роли полов определялись биологической природой материнства. Женщины выполняли функции, связанные с домом, рождением и воспитанием детей. Мужчины делали работу, требовавшую значительной физической силы. Однако со временем размер семьи уменьшился, общество стало брать на себя больше ответственности за заботу о детях и их образовании; появление современных видов продуктов и бытовой техники сократили домашние нагрузки, а производственные технологии практически устранили тяжелый физический труд. В сегодняшнем мире только одна роль по-прежнему остается уникальной и гендерно-обусловленной — это деторождение. Тем не менее традиционные социальные роли мужчины и женщины по-прежнему сохраняются.

 

 

   Назад ←  ●  → Далее