Работа и личная жизнь
Переутомление — путь в никуда
Что же происходит с этими руководителями? Размышляя над этим вопросом, сначала разберем характерные для этих примеров черты. В одном или нескольких случаях ситуации:
• повторялись или продолжались длительное время;
• превращались в непосильное бремя для менеджеров;
• обещали большой успех, но достижение его в тех условиях было невозможным;
• вызывали сильные эмоции — грусть, страх, отчаяние, со страдание, беспомощность, жалость и гнев; чтобы выжить, менеджерам нужно было стараться сдерживать свои чувства и скрывать боль;
• обрушивали на менеджеров массу противоречащих друг другу деталей и проблем, с которыми им приходилось бороться все отчаяннее, но без особого результата;
• безжалостно использовали менеджеров; но их жертвы не приносили видимых результатов;
• неизбежно вызывали чувство несоответствия требованиям и — часто — вины;
• оставляли менеджеров с мыслью, что никого не интересует, какой ценой они расплачиваются, какой вклад вносят в дело, на какие жертвы ради него вынуждены идти и какие тяготы им приходится преодолевать;
• приводили менеджеров к ощущению потери цели в жизни и вопросу «Ради чего все это?»
Исследователи пришли к выводу, что наблюдается особый феномен, когда люди прикладывают большие усилия, работают практически до полного изнеможения, но не достигают видимых результатов. В таких ситуациях они начинают ощущать раздражение, беспомощность, загнанность и опустошенность, — они «перегорают». Это состояние проявляется гораздо сильнее обычного стресса. Главное, определяющее свойство «сгорания» — это то, что люди не могут или не хотят больше делать то, что они делали.
Нью-йоркский психолог Герберт Дж. Фрейденбергер описал характеристики подобного переутомления, наблюдая за специфическим видом усталости среди работников психиатрических клиник.
Фрейденбергер отметил, что «сгорание» связано с физиологическими симптомами, например частыми головными болями и подверженностью простудам, а также психологическими чертами — вспыльчивостью, подозрительностью по отношению к другим людям.
Кристина Маслач, одна из первых исследователей феномена в Калифорнийском университете (в Беркли), считает, что он «связан с синдромом эмоционального истощения и цинизма, часто возникающим у тех, кто "работает с людьми", т. е. проводит значительное время в тесном общении с ними».
Для страдающих от переутомления характерны: 1) хроническая усталость; 2) гнев по отношению к тем, кто предъявляет им требования; 3) критика в свой собственный адрес за то, что они уступают этим требованиям; 4) цинизм, негативизм и раздражительность; 5) чувство загнанности и 6) легкопровоцируемые всплески эмоций.
Хотя в приведенных нами примерах это не так заметно, но такие чувства нередко сопровождаются разнообразными поведенческими реакциями, иногда даже разрушительными. В состоянии профессионального истощения менеджеры могут дать волю своему гневу, направив его без всякой причины на подчиненных, на семью, или отдалиться даже от тех, чья поддержка им как раз нужнее всего. Они могут воздвигнуть стены между домом и работой или пытаться «уйти в болезнь», чтобы избавиться от источника давления. Кто-то решает проблемы с помощью прогулов, наркотиков, алкоголя, другие ищут прибежища, практикуя медитацию, биофидбек, расслабление, самогипноз. Внешне человек может выглядеть несокрушимым или холодным, самоустранившимся.
Большинство людей, даже эффективные менеджеры, в какой-то момент своей карьеры могут оказаться на грани крайнего переутомления. Длившееся двадцать лет исследование группы менеджеров среднего звена показало, что многие из них теперь, когда им уже за 40 и у них мало перспектив дальнейшего профессионального роста, мирятся с несчастливыми браками, сводят свою жизнь исключительно к работе и все меньше внимания уделяют другим людям. Несмотря на имитацию общительности, они безразличны к дружбе и нередко испытывают враждебность. Они утратили гибкость, стали вспыльчивыми и не интересуются собственными детьми.
Менеджер должен уметь общаться со всеми, в том числе с бездарными, подозрительными, соперничающими, эгоцентричными — и просто несчастными людьми.
Личностные тесты показали, что для таких менеджеров больше, чем для других, было важно делать работу хорошо ради нее самой, и больше, чем другим, им изначально была свойственна потребность в продвижении (хотя со временем она ослабла). В сравнении с другими они были скорее склонны к доминированию и лидерству, чем к тому, чтобы полагаться на чей-либо авторитет. Хотя они по-прежнему хорошо выполняли свою
повседневную работу, но делать ее с полной отдачей, думая о компании и о других, было выше их сил.
Когда люди, ощущающие сильную потребность добиться чего-либо, не достигают своих целей, они могут испытывать враждебность к самим себе и другим. Кроме того, они часто с неприязнью относятся к выполнению заданий в жестко заданных рамках, ограничивающих их инициативу. Если в такие моменты их не отвлечет активное участие в семейных делах, вполне возможен нервный срыв.