Продвижение по служебной лестнице
Невозможность получить ожидаемое повышение встречалась в большинстве ситуаций, кодированных нами по фактору продвижения по служебной лестнице. Вообще ожидания сотрудника играют предельно важную роль в определении результата, оказываемого повышением на его отношение к работе. Ранее мы отмечали, что почти в половине историй о позитивном влиянии продвижения по службе на степень удовлетворенности человека своей работой это повышение было для респондента неожиданным.
1. Сравнение долгосрочных и краткосрочных изменений настроений. Негативные последовательности с краткосрочными чувствами появляются чаще, чем позитивные. В случае негативных последовательностей отсутствие признания — ключевой фактор в последовательностях, где чувства не задерживаются надолго. Точно так же, как и в случае позитивных последовательностей, признание явно играет роль только в качестве частичного подкрепления отношения к работе (см. табл. 6).
2. Взаимосвязи между факторами. Теперь давайте проведем исследование взаимосвязей факторов, фигурирующих в историях о негативных и позитивных настроениях по отношению к работе. В таблице 7 приведена частота, с которой наиболее важные факторы появляются в рассказываемых нам историях в сопровождении других факторов. Факторы, редко встречавшиеся в последовательностях одновременно, здесь не показаны. Мы собираемся провести повторное изучение тех «удовлетворяющих» факторов, которые со значительной частотой фигурировали в негативных последовательностях событий.
Когда негативная последовательность событий кодировалась по невозможности получить признание, фактор признания чаще всего был единственным в данной ситуации. Далее по степени частоты появления он фигурировал вместе с описанием какой-либо слабости политики компании или неумелых действий руководства, тогда как в позитивных последовательностях, как мы установили ранее, он чаще всего был связан с неким достижением. Это различие подсказывает нам две вещи. Во-первых, простая невозможность добиться признания может быть источником неудовлетворенности работой. Во-вторых, во множестве ситуаций, в которых присутствовал факт невозможности добиться похвалы, еще одним важным моментом была общая политика компании и принятый в ней стиль практического руководства. Природа отказа в признании и природа признания в негативных и позитивных историях нередко качественно различаются. В позитивных рассказах признание обычно связывается с успешным завершением выполнения некоего задания. В негативных — отсутствие признания отражает рабочую ситуацию, сложившуюся под влиянием недоброкачественных политик компании или неудачных административных действий.
Таблица 7. Взаимосвязи между факторами первого уровня в негативных последовательностях*
Процентная частота присутствия фактора | % | |
Признание с | политикой компании и управлением | 22 |
Возможность роста с | политикой компании и управлением | 38 |
Продвижение по службе с | политикой компании и управлением | 39 |
Заработная плата с | политикой компании и управлением | 51 |
Межличностные отношения — линейные руководители с | техническими аспектами руководства | 50 |
Межличностные отношения — равные по статусу с | политикой компании и управлением | 21 |
Технические аспекты руководства с | межличностными отношениями — линейными руководителями | 38 |
Общая и административная политика компании с | заработной платой | 28 |
Условия работы с | политикой компании и управлением | 30 |
Сама работа с | политикой компании и управлением | 29 |
Снова мы встречаемся с таким качественным различием при рассмотрении фактора продвижения по служебной лестнице.
Продвижение по службе обычно присутствует в позитивных историях и сопровождается рассказом об увлекательной работе, тогда как в негативном смысле оно, опять же, встречается в рассказах о негодных политиках компании или неумелых практических приемах администрирования. Та же разница в ассоциациях касается и фактора собственно работы. В позитивных рассказах собственно работа идет бок о бок с успешными достижениями и ответственностью; в негативных — в связке с плохо работающими общими и административными политиками компании. Исходя из данного анализа взаимосвязей между факторами, проведенного на основе рассказанных нам историй, можно отметить, что в большинстве случаев, если «удовлетворяющие» факторы формируют негативное отношение к работе, они фигурируют в ситуациях, описывающих контекст работы, а не ее составные элементы или качества, доставляющие радость и удовольствие.
3. Факторы второго уровня. В отличие от позитивных рассказов, в негативных наиболее часто встречается фактор второго уровня — чувство несправедливости (табл. 8). Индивид теряет удовольствие от работы, потому что воспринимает произошедшие события как доказательство полного невнимания его начальства или компании к нему, как к личности. Часто этим ощущением бывает подозрение, что компания ведет себя с ним нечестно. На втором месте с незначительным отставанием — ощущение невозможности роста. Оно обладает большей важностью, поскольку взаимосвязано с долгосрочными переменами установок. Человек интерпретирует события как свидетельство топтания на месте. События послужили для него четким и ясным сигналом, что его устремления к росту на работе реализованы не будут.
Признание и успех как факторы второго уровня опять фигурируют приблизительно в четверти или одной пятой негативных рассказов. Это вдвое реже, чем в позитивных историях. По сравнению с негативными рассказами в позитивных факторы второго уровня имеют больший разброс процентных показателей, что тоже имеет значение для статистики. Поскольку в негативных реакциях наши респонденты чаше всего ссылались на чувство несправедливости, различия в частоте присутствия факторов в позитивных и негативных последовательностях вполне объяснимы, так как несправедливым может восприниматься любой из них.
Таблица 8. Процентная частота присутствия факторов второго уровня в позитивных и негативных последовательностях
№ | Факторы |
Длительность чувств |
|||||
Позитивные | Негативные | ||||||
Большая длительность* | Малая длительность | Итого | Большая длительность* | Малая длительность | Итого | ||
1. | Признание | 57 | 64 | 59** | 27 | 24 | 26 |
2. | Достижение | 57 | 56 | 57** | 18 | 24 | 19 |
3. | Возможность роста | 42 | 18 | 38 | 43 | 7 | 33 |
4. | Продвижение по службе | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 2 |
5. | Ответственность | 33 | 18 | 30** | 9 | 7 | 8 |
6. | Групповые чувства | 11 | 8 | 10** | 3 | 4 | 3 |
7. | Сама работа | 33 | 8 | 29** | 16 | 4 | 13 |
8. | Статус | 21 | 5 | 18 | 10 | 10 | 10 |
9. | Безопасность | 7 | 5 | 7 | 11 | 6 | 9 |
10. | Справедливость — несправедливость | 2 | 5 | 3 | 35 | 44 | 38 |
11. | Гордость, чувство вины, ощущение несоответствия | 9 | 10 | 9 | 14 | 15 | 14 |
12. | Заработная плата | 22 | 5 | 19 | 18 | 1 | 13 |
* В столбец под заглавием «Большая длительность» включена частота настроений большой длительности, явившихся следствием как долгосрочных, так и краткосрочных последовательностей.
**Разницы сумм между позитивными и негативными последовательностями статистически значимы при уровне достоверности 0,01.
4. Взаимосвязи между факторами второго уровня. Если мы сравним схему взаимосвязей факторов в позитивных историях с приведенной в табл. 9 схемой взаимосвязей факторов в негативных, то заметим качественное изменение характера этих факторов. Фактор признания в позитивных рассказах связывается с чувствами возможного дальнейшего роста и успеха, но в негативных историях он чаще всего ассоциируется с ощущением несправедливости. Возможность роста также появляется в позитивных рассказах в связке с признанием и успехом, тогда как в негативных она становится спутником ощущения, что компания или начальство обходятся с респондентом несправедливо. Важно отметить, что фактор справедливости и/или несправедливости встречается в позитивных рассказах очень редко.
Таблица 9. Взаимосвязи между факторами второго уровня*
Процентная частота присутствия фактора | |||
Позитивные | Негативные | ||
Признание с | достижением | 37 | |
возможностью роста | 39 | ||
справедливостью — несправедливостью | 41 | ||
Возможность роста с | признанием | 63 | |
достижением | 37 | ||
справедливостью — несправедливостью | 35 | ||
Заработная плата с | признанием | 77 | |
возможностью роста | 66 | 36 | |
ответственностью | 43 | 61 | |
справедливостью — несправедливостью |
* В данной таблице приводится процентная частота, с которой факторы, расположенные в первом столбце, встречаются в последовательностях событий одновременно с факторами, расположенными во втором.
Результаты на уровне чувств во многом совпадают с полученными нами при изучении факторов первого уровня. Они подтверждают важность профессионального роста в качестве ключевой потребности сотрудников и базовой основы для формирования позитивного отношения к работе. И объясняют, по какой причине контекстуальные факторы работы участвуют в создании ощущения неудовлетворенности ею. Именно эти факторы предоставляют возможность нечестного или несправедливого обращения компании с работником (естественно, в восприятии самого работника). На эту тему мы более подробно поговорим в следующем разделе.