Элитное агентство по подбору персонала 'Изумруд' предлагает индивидуальный подход в поиске сотрудников для эксклюзивного соответствия вакансии и расширенный поиск работы для соискателей.
Наш адрес: Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д.64/Д-523; бизнес-центр "Белый остров"
8 (812) 605-07-85
Заявка на подбор персонала
Наши клиенты:
  • Холдинг «Атлант»
  • ООО «Балтийская бакалея»
  • Внешпромтерминал
  • ООО «Галактика»
  • «Дентал-Палас»
  • «Петроспецмонтаж»
  • «Петроскан»
  • «Paper – Machin Service»
  • Телефонная коммерческая служба 008
  • ООО «Топливные системы» (Карбюраторный завод)
  • Торгово-промышленная группа «Союз»
  • Сервисная служба «Эльдофон»
Наши рекомендации:

Продвижение по служебной лестнице

Невозможность получить ожидаемое повышение встречалась в большинстве ситуаций, кодированных нами по фактору продвижения по служебной лестнице. Вообще ожидания сотрудника играют предельно важную роль в определении результата, оказываемого повышением на его отношение к работе. Ранее мы отмечали, что почти в половине историй о позитивном влиянии продвижения по службе на степень удовлетворенности человека своей работой это повышение было для респондента неожиданным.

1. Сравнение долгосрочных и краткосрочных изменений настроений. Негативные последовательности с краткосрочными чувствами появляются чаще, чем позитивные. В случае негативных последовательностей отсутствие признания — ключевой фактор в последовательностях, где чувства не задерживаются надолго. Точно так же, как и в случае позитивных последовательностей, признание явно играет роль только в качестве частичного подкрепления отношения к работе (см. табл. 6).

2. Взаимосвязи между факторами. Теперь давайте проведем исследование взаимосвязей факторов, фигурирующих в историях о негативных и позитивных настроениях по отношению к работе. В таблице 7 приведена частота, с которой наиболее важные факторы появляются в рассказываемых нам историях в сопровождении других факторов. Факторы, редко встречавшиеся в последовательностях одновременно, здесь не показаны. Мы собираемся провести повторное изучение тех «удовлетворяющих» факторов, которые со значительной частотой фигурировали в негативных последовательностях событий.

Когда негативная последовательность событий кодировалась по невозможности получить признание, фактор признания чаще всего был единственным в данной ситуации. Далее по степени частоты появления он фигурировал вместе с описанием какой-либо слабости политики компании или неумелых действий руководства, тогда как в позитивных последовательностях, как мы установили ранее, он чаще всего был связан с неким достижением. Это различие подсказывает нам две вещи. Во-первых, простая невозможность добиться признания может быть источником неудовлетворенности работой. Во-вторых, во множестве ситуаций, в которых присутствовал факт невозможности добиться похвалы, еще одним важным моментом была общая политика компании и принятый в ней стиль практического руководства. Природа отказа в признании и природа признания в негативных и позитивных историях нередко качественно различаются. В позитивных рассказах признание обычно связывается с успешным завершением выполнения некоего задания. В негативных — отсутствие признания отражает рабочую ситуацию, сложившуюся под влиянием недоброкачественных политик компании или неудачных административных действий.

Таблица 7. Взаимосвязи между факторами первого уровня в негативных последовательностях*

Процентная частота присутствия фактора %
Признание с политикой компании и управлением 22
Возможность роста с политикой компании и управлением 38
Продвижение по службе с политикой компании и управлением 39
Заработная плата с политикой компании и управлением 51
Межличностные отношения — линейные руководители с техническими аспектами руководства 50
Межличностные отношения — равные по статусу с политикой компании и управлением 21
Технические аспекты руководства с межличностными отношениями — линейными руководителями 38
Общая и административная политика компании с заработной платой 28
Условия работы с политикой компании и управлением 30
Сама работа с политикой компании и управлением 29

Снова мы встречаемся с таким качественным различием при рассмотрении фактора продвижения по служебной лестнице.

Продвижение по службе обычно присутствует в позитивных историях и сопровождается рассказом об увлекательной работе, тогда как в негативном смысле оно, опять же, встречается в рассказах о негодных политиках компании или неумелых практических приемах администрирования. Та же разница в ассоциациях касается и фактора собственно работы. В позитивных рассказах собственно работа идет бок о бок с успешными достижениями и ответственностью; в негативных — в связке с плохо работающими общими и административными политиками компании. Исходя из данного анализа взаимосвязей между факторами, проведенного на основе рассказанных нам историй, можно отметить, что в большинстве случаев, если «удовлетворяющие» факторы формируют негативное отношение к работе, они фигурируют в ситуациях, описывающих контекст работы, а не ее составные элементы или качества, доставляющие радость и удовольствие.

3. Факторы второго уровня. В отличие от позитивных рассказов, в негативных наиболее часто встречается фактор второго уровня — чувство несправедливости (табл. 8). Индивид теряет удовольствие от работы, потому что воспринимает произошедшие события как доказательство полного невнимания его начальства или компании к нему, как к личности. Часто этим ощущением бывает подозрение, что компания ведет себя с ним нечестно. На втором месте с незначительным отставанием — ощущение невозможности роста. Оно обладает большей важностью, поскольку взаимосвязано с долгосрочными переменами установок. Человек интерпретирует события как свидетельство топтания на месте. События послужили для него четким и ясным сигналом, что его устремления к росту на работе реализованы не будут.

Признание и успех как факторы второго уровня опять фигурируют приблизительно в четверти или одной пятой негативных рассказов. Это вдвое реже, чем в позитивных историях. По сравнению с негативными рассказами в позитивных факторы второго уровня имеют больший разброс процентных показателей, что тоже имеет значение для статистики. Поскольку в негативных реакциях наши респонденты чаше всего ссылались на чувство несправедливости, различия в частоте присутствия факторов в позитивных и негативных последовательностях вполне объяснимы, так как несправедливым может восприниматься любой из них.

Таблица 8. Процентная частота присутствия факторов второго уровня в позитивных и негативных последовательностях

Факторы

Длительность чувств

Позитивные Негативные
Большая длительность* Малая длительность Итого Большая длительность* Малая длительность Итого
1. Признание 57 64 59** 27 24 26
2. Достижение 57 56 57** 18 24 19
3. Возможность роста 42 18 38 43 7 33
4. Продвижение по службе 3 3 3 2 1 2
5. Ответственность 33 18 30** 9 7 8
6. Групповые чувства 11 8 10** 3 4 3
7. Сама работа 33 8 29** 16 4 13
8. Статус 21 5 18 10 10 10
9. Безопасность 7 5 7 11 6 9
10. Справедливость — несправедливость 2 5 3 35 44 38
11. Гордость, чувство вины, ощущение несоответствия 9 10 9 14 15 14
12. Заработная плата 22 5 19 18 1 13

* В столбец под заглавием «Большая длительность» включена частота настроений большой длительности, явившихся следствием как долгосрочных, так и краткосрочных последовательностей.

**Разницы сумм между позитивными и негативными последовательностями статистически значимы при уровне достоверности 0,01.

4. Взаимосвязи между факторами второго уровня. Если мы сравним схему взаимосвязей факторов в позитивных историях с приведенной в табл. 9 схемой взаимосвязей факторов в негативных, то заметим качественное изменение характера этих факторов. Фактор признания в позитивных рассказах связывается с чувствами возможного дальнейшего роста и успеха, но в негативных историях он чаще всего ассоциируется с ощущением несправедливости. Возможность роста также появляется в позитивных рассказах в связке с признанием и успехом, тогда как в негативных она становится спутником ощущения, что компания или начальство обходятся с респондентом несправедливо. Важно отметить, что фактор справедливости и/или несправедливости встречается в позитивных рассказах очень редко.

Таблица 9. Взаимосвязи между факторами второго уровня*

Процентная частота присутствия фактора
Позитивные Негативные
Признание с достижением 37
возможностью роста 39
справедливостью — несправедливостью 41
Возможность роста с признанием 63
достижением 37
справедливостью — несправедливостью 35
Заработная плата с признанием 77
возможностью роста 66 36
ответственностью 43 61
справедливостью — несправедливостью

* В данной таблице приводится процентная частота, с которой факторы, расположенные в первом столбце, встречаются в последовательностях событий одновременно с факторами, расположенными во втором.

Результаты на уровне чувств во многом совпадают с полученными нами при изучении факторов первого уровня. Они подтверждают важность профессионального роста в качестве ключевой потребности сотрудников и базовой основы для формирования позитивного отношения к работе. И объясняют, по какой причине контекстуальные факторы работы участвуют в создании ощущения неудовлетворенности ею. Именно эти факторы предоставляют возможность нечестного или несправедливого обращения компании с работником (естественно, в восприятии самого работника). На эту тему мы более подробно поговорим в следующем разделе.

 

   Назад ←  ●  → Далее