Элитное агентство по подбору персонала 'Изумруд' предлагает индивидуальный подход в поиске сотрудников для эксклюзивного соответствия вакансии и расширенный поиск работы для соискателей.
Наш адрес: Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д.64/Д-523; бизнес-центр "Белый остров"
8 (812) 605-07-85
Заявка на подбор персонала
Наши клиенты:
  • Холдинг «Атлант»
  • ООО «Балтийская бакалея»
  • Внешпромтерминал
  • ООО «Галактика»
  • «Дентал-Палас»
  • «Петроспецмонтаж»
  • «Петроскан»
  • «Paper – Machin Service»
  • Телефонная коммерческая служба 008
  • ООО «Топливные системы» (Карбюраторный завод)
  • Торгово-промышленная группа «Союз»
  • Сервисная служба «Эльдофон»
Наши рекомендации:

Определение последовательности событий

Наш анализ включал пять частей: 1) описание самого рассказчика; 2) описание последовательности событий; 3) описание объективной ситуации, входящей в последовательность событий (факторы первого уровня); 4) описание потребностей, мотивов и ощущений рассказчика (факторы второго уровня); 5) описание поведенческих и других результатов сложившихся у него отношений. В данной главе мы более подробно объясним, что имеем в виду под последовательностью событий.

Перед тем как дать определение этого понятия, следует разобраться, из чего состоит приемлемая последовательность событий. Нами были разработаны следующие критерии.

Во-первых, в центре последовательности событий должно находиться событие или серия событий, то есть в ней должно присутствовать хоть какое-то объективное происшествие. Рассказ не может касаться исключительно психологических реакций респондента или его чувств и ощущений.

Во-вторых, последовательность событий ограничена по времени; у нее должны быть начало, которое можно идентифицировать, середина и, если, конечно, события уже закончились на данный момент, какое-то завершение, причем не обязательно эффектное или внезапное.

В-третьих, эти события должны были происходить в период, когда отношение рассказчика к своей работе было либо предельно положительным, либо исключительно отрицательным. Кстати, следует заметить, что несколькими достаточно высокопоставленными людьми нам были рассказаны истории, не вписывающиеся в этот критерий в силу ярко выраженной амбивалентности чувств рассказчика. В этих историях предельное напряжение, оказывающее весьма вредоносное воздействие на моральный дух человека, совпадало по времени с высокой степенью позитивной эмоциональной увлеченности работой. Изучение индивидов, оказавшихся в такого рода конфликтных обстоятельствах, несомненно, представляет огромный интерес, но поскольку эта тема не соответствовала главной линии нашего исследования, она не изучалась.

В-четвертых, рассказываемая история должна была происходить в тот период жизни рассказчика, когда он занимал позицию, попадающую в пределы нашей выборки. Таким образом, рассказ инженера о событиях, произошедших с ним, когда он был чернорабочим, не мог быть принят нами. Тем не менее и здесь были некоторые исключения. Истории, касавшиеся стремления к работе в качестве квалифицированного специалиста или процесса перехода с уровня неквалифицированного работника на уровень квалифицированного специалиста, включались нами в рассмотрение.

В-пятых, респондент должен был рассказывать именно о ситуации, которая оказала прямое воздействие на его отношение к работе, а не о последовательностях событий, отражающих взлеты или падения морального состояния по причинам, не имеющим к работе никакого отношения. Но мы приняли несколько рассказов, в которых факторы личного характера играли роль в определении отношения рассказчика к его работе: например, отчет человека, которому по настоянию компании пришлось переехать туда, где к нему отнеслись не очень дружелюбно, в результате чего он пережил тяжелый с моральной точки зрения период. Однако мы не рассматривали последовательности событий, где единственным источником тех или иных настроений респондента были обстоятельства общественной жизни, проблемы в семейных отношениях или смерть родителей.

Краткосрочные и долгосрочные последовательности

Классификация каждой из последовательностей в качестве долгосрочной или краткосрочной производится в соответствии с критериями, описание которых было приведено. В процессе кодирования мы обнаружили, что очень легко можем запутаться, так как нередко респондент в одном темпе рассказывал о реальной длительности происходивших событий и совсем в другом — о длительности своих чувств, причиной возникновения которых послужили эти события. Классификация последовательностей на краткосрочные и долгосрочные производилась только по принципу длительности реальных событий. Длительность ощущений респондента анализировалась отдельно.

Такой анализ был очень важен, так как необходимо отделить краткосрочные события с далеко идущими последствиями от краткосрочных событий, не дающих такого результата. Анализ длительности испытываемых чувств имел значение в основном для краткосрочных последовательностей, поскольку почти все долгосрочные последовательности представляли собой истории, в которых длительность чувств совпадает с длительностью описываемых событий.

В нашу классификацию входили четыре типа краткосрочных последовательностей. В одном события и чувства приблизительно одновременны. Присутствует резкий скачок эмоционального состояния в плюс или в минус, который по своей длительности практически равен длительности самих событий или затихает и исчезает в скором времени после их завершения. Долговременный эффект отсутствует. Во время интервью такие события вспоминаются респондентом со своеобразной «холодной эмоциональностью».

Во втором типе краткосрочных последовательностей вызванные ими чувства могут сохраняться на протяжении долгого времени после самого стартового события. К примеру, человек может рассказывать, что предложенный им проект был отклонен начальством и его до сих пор «бесит» от этого.

В третьем типе краткосрочных последовательностей индивид рассказывает: несмотря на то что его эмоции уже давно улеглись, они периодически «просыпаются» в результате возникновения определенной побудительной причины. Например, человек рассказывает: «Я ужасно чувствовал себя, когда не получил ожидаемого повышения. Я быстро оправился от удара и вернулся на работу, но каждый раз, когда мне приходится подниматься в кабинет человека, занявшего тот пост, который должен был достаться мне, я опять прихожу в уныние».

Четвертый тип краткосрочной последовательности подразумевает перемены в настроениях человека, которые изначально были весьма резкими, потом немного улеглись, но общее эмоциональное состояние респондента уже никогда более не возвращалось к исходному. Например: «Когда я наконец понял, что справился с этой проблемой, то был на седьмом небе от счастья. Со временем, конечно, немного успокоился, но еще несколько месяцев меня не покидало замечательное настроение, в результате чего любую работу я выполнял с огромным удовольствием». Эти четыре типа краткосрочных последовательностей событий были идентифицированы входе процесса кодирования, и в дальнейшем каждая из последовательностей классифицировалась соответствующим образом.

Анализ, который в ходе наших обсуждений на ранних стадиях исследования показался нам достаточно перспективным, но в конечном итоге оказался не слишком продуктивным, заключался в описании того, каким было завершение последовательностей событий. Мы считали, что знание, каким образом завершаются эмоциональные переживания, будет полезным для представителей промышленных кругов, потому что оно давало бы им определенное представление, как можно преодолевать эмоциональные реакции на ситуации, возникающие в ходе работы. Для психолога анализ окончаний наших последовательностей, особенно негативных, также был бы очень важен, так как он мог подсказать методы, при помощи которых люди могли бы избегать или выходить из чреватых фрустрациями ситуаций.

Предполагались следующие варианты концовок. Чувства уходят сами по себе или сводятся на нет в результате агрессивного воздействия внешних факторов, находящихся вне контроля индивида. Или исчезают в результате успешных попыток самого индивида разрешить проблему, выйти из сложившейся ситуации либо в физическом, либо в психологическом смысле. Естественно, были случаи, когда нам рассказывали об одновременном присутствии в ситуациях нескольких вариантов.

Шесть основных групп

В конце концов вся описательная информация о последовательностях была использована, чтобы классифицировать последовательности событий и распределить их по шести основным группам. Данная классификация проводилась в трех измерениях. Первое из них — направление аффекта, позитивное или негативное. Второе — длительность последовательности, краткосрочная или долгосрочная. Третье — взаимоотношение между длительностью последовательности и стойкостью вызванных ею чувств. В силу того что все долгосрочные последовательности рассматривались в качестве источников длительных чувств, мы получили не восемь, а шесть возможных комбинаций этих трех параметров. Эти шесть групп последовательностей выглядят следующим образом.

1. Позитивная долгосрочная.

2. Негативная долгосрочная.

3. Позитивная краткосрочная с малой длительностью чувств.

4. Позитивная краткосрочная с большой длительностью чувств.

5. Негативная краткосрочная с малой длительностью чувств.

6. Негативная краткосрочная с большой длительностью чувств.

И наконец, мы должны отметить, что разделение на долгосрочные и краткосрочные последовательности, очень важное в процессе сбора информации, оказалось параметром второстепенного значения в сравнении с классификацией по длительности вызываемых ими чувств. А посему львиная доля результатов представляется нами в виде четырех групп, определяемых длительностью действия установок.

1. Большая длительность чувств, сложившихся в результате позитивных или негативных долгосрочных последовательностей.

2. Большая длительность чувств, сложившихся в результате негативных долгосрочных последовательностей или негативных краткосрочных последовательностей.

3. Малая длительность чувств, сложившихся в результате позитивных краткосрочных последовательностей.

4. Малая длительность чувств, сложившихся в результате негативных краткосрочных последовательностей.

Определение факторов отношения к работе

В ходе контент-анализа нами предпринималась попытка изолировать составляющие в рассказанных нам историях об отношении к работе, чтобы в дальнейшем у нас была возможность сравнить разные истории по одним и тем же переменным. Самой важной для рассмотрения переменной стал вопрос, почему произошло изменение отношения. Нам необходимо было знать, что произошло и почему произошедшее изменило настроение респондентов. Нашими факторами стали понятия, принятые нами для обозначения происходящих событий и чувств, выраженных людьми в отношении того, что произошло. Поскольку значение, придаваемое этим понятиям, сильно различается от человека к человеку, важно сделать попытку более конкретного определения значения, вкладываемого нами в каждое их них. Наши кодировщики использовали в своей работе определения, которые мы приводим ниже.

 

   Назад ←  ●  → Далее