Понимание в процессе общения
«Счастье — это когда тебя понимают» — написал в сочинении герой кинофильма «Доживем до понедельника». Вы уже знаете, что в ходе общения, в частности при собеседовании или при телефонных переговорах, человек стремится не просто воспринять собеседника, а познать его, понять логику его поступков и поведения. Познание и понимание людьми себя и других происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия.
Идентификация (от латинского слова, означающего «отождествлять») -это уподобление себя другому. Для того чтобы понять партнера по общению, необходимо себя поставить на его место, поскольку нельзя по-настоящему понять человека, пока не побываешь в его «шкуре». В случае неправильного понимания нас окружающими, мы говорим: «Побывали бы вы на моем месте», иными словами, предлагаем окружающим включить механизм идентификации. Данный механизм позволяет понять ценности, привычки, поведение и нормы другого человека.
Эмпатия (от греческого слова, означающего «сопереживание») — это не рациональное осмысление проблем другого человека, п эмоциональный отклик, сопереживание. Эмпатия основана на умении правильно представлять, что происходит внутри человека, что он переживает, как оценивает события. Установлено, что способность к проявлению эмпатии возрастает с приобретением жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие и испытавшие, лучше понимают человека, попавшего в те или иные жизненные обстоятельства, нежели молодые люди. Высшая форма проявления эмпатии — действенная, характеризующая нравственную сущность человека. Например, можно сопереживать знакомому, который находится п поиске работы, а можно оказать помощь в трудоустройстве. Для того чтобы правильно понять партнера но общению, важно знать его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. В этом случае работает механизм, называемый в психологии рефлексией.
Рефлексия (от латинского слова, означающего «обращение назад») — это способность человека представлять, как оп воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но и знание того, как другой понимает нас: наши умственные способности, индивидуально-личностные особенности и эмоциональные реакции.
При этом наше внимание переносится с партнера по общению па нас самих и происходит как бы своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга. В результате, с учетом рефлексии и взаимного отображения партнеров, в общении участвуют уже не двое, а как бы шесть человек: «"Я", каким я являюсь в действительности»; «"Я", каким я вижу самого себя»; «"Я", каким меня видит партнер по общению». И эти же три позиции можно обнаружить у собеседника.
Понимание другого человека очень важно для успешного общения с ним. Общение становится возможным, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер но общению. Это, в свою очередь, повышает культуру деловых отношений при трудоустройстве как со стороны специалиста кадровой службы, так и соискателя.
Общение как взаимодействие
Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности, при этом действие является основным содержанием общения. Описывая общение, мы чаще всего используем слова, обозначающие действия. Например: «при решении вопроса мы топтались на одном месте» или «он давил па меня, но я не поддался».
В общении мы реагируем на действия партнера, причем в одном случае нам кажется, что партнер нас толкает на что-то, а мы сопротивляемся, в другом — что наши действия едины, мы «заодно» и т.д. За словами стоят действия, причем за одними и теми же словами могут стоять разные действия. Поэтому, общаясь, мы задаем себе вопрос: «Что собеседник делает?», отвечаем на него и свое поведение строим исходя из полученного ответа. Что позволяет нам понять смысл действий партнера?
Одним из возможных способов понимания при общении является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе большое значение имеет статус партнера, причем не постоянный статус, а статус «здесь и сейчас», в момент общения. Важно и то, кто п данном общении ведущий, а кто ведомый. Например, претендент на вакантное место и работодатель.
Позиции в общении рассматриваются в русле трансактного анализа. Данное направление в психологии было разработано в 1950-е годы американским психологом и психиатром Эриком Верном (1902 —1970). Наибольшую популярность и практическое применение получила разработанная им схема, в которой Э.Берн выделяет три способа поведения: Родитель, Ребенок, Взрослый.
Характеристика | Родитель | Взрослый | Ребенок |
Характерные слова и выражения |
Все знают что.; Ты не должен никогда.; Ты всегда должен.; Я не понимаю, как это допускают. и т.д. |
Как? Что? Когда? Где? Почему? Вероятно; возможно |
Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно! |
Интонации | Обвиняющие, снисходительные, критические, пресекающие | Связанные с реальностью | Очень эмоциональные |
Состояние | Надменное, сверх правильное, очень приличное | Внимательность, поиск информации | Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное |
Выражение лица | Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное | Открытые глаза, максимум внимания | Угнетенность, удивление |
Позы | Руки в бока, указующий перст, руки сложены на груди | Наклон вперед к собеседнику, голова поворачивается за ним | Спонтанная подвижность (сжимает кулаки, ходит, дергает пуговицу) |
В любой момент каждый человек может быть в состоянии либо Взрослого, либо Родителя, либо Ребенка, и в зависимости от того, из какого состояния ведется разговор, определяются полиции и статус собеседника.
Родитель все знает, все понимает, никогда не сомневается, по всех требует, за все отвечает.
Взрослый — трезво, реально анализирует, не поддается эмоциям, логически мыслит.
Ребенок эмоциональный, импульсивный, нелогичный.
Каждый тин состояний важен для человека. Однако при трудоустройстве лучше занимать позицию Взрослого.
Таким образом, в процессе взаимодействия люди реализуют планы, цели и решают деловые проблемы. В ходе взаимодействия изменяется поведение партнеров, вырабатываются общие мнения для достижения необходимого результата.